По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
14 сентября 13:05
«Проповедовать лето Господне благоприятное»: наставление в день церковного Новолетия

О празднике Церковного Нового года, о его происхождении и значении в современной жизни рассказал в своем очередном наставлении иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

- «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим… проповедовать лето Господне благоприятное. Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4: 16–22).

С Новым годом, дорогие братья и сестры! Именно эти слова, указанные апостолом Лукой, Господь произносит, прочитав пророка Исайю, как говорит Предание 1 сентября, или 14 сентября по новому стилю. И со времен 1 Вселенского собора в Церкви, а с императора Юстиниана и в мире, Новый год, или Новолетие, празднуется 1 сентября.

В так называемом «гражданском календаре» уже 300 лет принята другая дата. Но обратите внимание, что у всех учащихся 1 сентября, пусть и по новому стилю - до сих пор Новый учебный год. И традиция эта идет именно из нашего православного календаря.

Вообще, в современной цивилизации все значимые календарные даты, как и сам календарь, носят непосредственно религиозное происхождение. Не в упрек атеистам, но нерелигиозное мировоззрение так ничего путного и не создало для удобства и пользы человечества. Пока оно лишь пользуется плодами труда верующих людей.

«Гражданский» Новый год, который многими отмечается 1 января, также имеет Евангельское происхождение. Когда император Петр I, по образцу некоторых европейских стран, вводил его в России, то формулировка была следующая: «Все те народы согласно лета свои счисляют от рождества Христова осьм дней спустя, то есто генваря с 1 числа, а не от создания мира». То есть исходный мотив: Рождество Христово, а не просто первое число второго месяца зимы. Сейчас у нас из-за коммунистической реформы стиля «гражданский» Новый год стал опережать Рождество, но исходное событие этого дня, в любом случае – Евангельское.

Император упоминает Сотворение мира, и это событие в месячном исчислении также имеет свое Библейское обоснование. Так преподобный Ефрем Сирин пишет: «Сказав о сотворении неба, земли, тьмы, бездны и вод в начале первой ночи, Моисей обращается к повествованию о сотворении света в утро первого дня. Итак, по истечении двенадцати часов ночи сотворен свет среди облаков и вод, и он рассеял тень облаков, носившихся над водами и производивших тьму. Тогда начинался первый месяц Нисан, в котором дни и ночи имеют равное число часов». Про март месяц также говорит и Феофил Антиохийский и вся церковная традиция, почему до 325 года и Новолетие также отмечалось в марте. То есть и мартовский Новый год принадлежит Библейской традиции.

На сентябрь же месяц начало празднования Нового года перекочевало в связи с пониманием слов Священного Писания: «Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу» (Лев. 23:24-31). Седьмой месяц от месяца Сотворения мира – как раз и есть сентябрь.

А еще в этот же месяц произошли важнейшие Библейские события:

    В этом именно месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских.

    В этом месяце святой пророк Моисей сошел с горы, с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный Самим Господом (Исх. 34:29).

    В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян (Исх. 35).

    В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил в Святое Святых «Не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа».

    В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год.

    В этом месяце совершилось торжественное освящение великолепного храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был в этот храм Ковчег Завета (3 Цар. 8).

    В этом месяце все колена народа израильского отовсюду стекались в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню: «Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши» (Лев. 23:32).

Так что у Отцов Первого Вселенского собора были достаточные основания устанавливать 1 сентября Новолетием.

И несмотря на все «гражданские» реформы Церковь не отказалась от своего Церковного Нового года. К сожалению, сегодня мы совсем забыли, что к этому дню приурочивалась особая благотворительность: прощение долгов, ослабление уз заключенным, забота о бедных и нищих. Церковь это помнит, об этом помнит и этим живет.

И когда в нынешние времена мы слышим странные голоса разных людей о слиянии светской власти и церковных правил, мы лишь напоминаем: взгляните на основу жизни любого порядка - на наш календарь и увидите, что закон и дух Священного Писания как был храним Церковью, так и остался неприкосновенным, а обращающим внимание «светские» новости остается лишь пожелать, особенно на наше Новолетие, вспомнить слова апостола Павла о том, что необходимо вникать в себя и в Писание, чтобы не отходить от истины нашего Православия.

С Праздником! С Новым годом! С Летом Господним – благоприятным!