О важном выборе князя Владимира, определившем судьбу Руси — России, и о православной вере в жизни русского народа рассказывает иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
— Крещение Руси – Свет России!
Мы отмечаем очередную годовщину важнейшего для Русской цивилизации события – Крещение Руси.
Принятие святым равноапостольным и великим князем Владимиром христианства, а также содействие в просвещении и крещении всего государства славян, будущих русских, сделало и его святым и дало уникальное наименование целому государству, которое именно иностранцы стали называть Святой Русью.
Из Повести временных лет нам дошло описание «испытания вер», где летописец достаточно ясно показывает, что у князя Владимира, фактически, не было сомнений в избрании Православия, а иудеев и мусульман, он, скорее, принимал из вежливости. Представители ислама ни в политическом, ни в цивилизационном, ни в мировоззренческом плане не могли конкурировать с христианством. А иудеи могли предложить лишь свою национальную традицию, где не иудеи были бы людьми второго сорта. Кроме того, иудаизм исповедовала верхушка Хазарского каганата – одного из злейших врагов Русских княжеств.
Выбор же христианства, помимо самого чудесного мировоззрения, это был выбор в пользу великой Европейской Средиземноморской культуры, причастниками которой были народы и государства от Ирландии и Скандинавии, до Северной Африки и Малой Азии.
Хранителем Православия была величайшая в истории человечества Империя Византия, с уникальной культурой и военной мощью. К тому же, князь Владимир получал еще и византийскую царевну в жены, становясь родственником и единоверцем Императора. Очевидно, что в таких условиях вопрос особых колебаний не стоял.
С принятием Православия изменился сам буйный нрав славянских народов, ставших образцом благочестия, твердости, святости, национального достоинства и самого христианского отношения к иным народам. Образование, просвещение, культура, искусство, политическое устройство, социальные отношения – ничем не уступали лучшим западным аналогам, а в ряде примеров и превосходили их.
Результатом православного мировоззрения стало гармоничное расширение пределов России во все четыре конца света.
Что же касается сути нашей веры, то лучшее всего о ней свидетельствует сонм святых, которые привлекают взгляд любого человека своей праведностью, своим благородством и красотой души, исполненной богообразного достоинства человека, просвещенного Христом. Равноапостольный Владимир и страстотерпцы Борис и Глеб, преподобный Нестор Летописец, и преподобные Антоний и Феодосий Киевопечерские, благоверный Александр Невский, и святые мученики Михаил и Феодор, преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, Анна Кашинская и Петр и Февронья, святители Московские и Патриарх Гермоген, Стефан Пермский и Серафим Саровский, Оптинские старцы и Валаамские чудотворцы, Царская семья и Новомученики и исповедники Российские. Чье житие не бери – педагогическое назидание, нравственный образец и патриотическое воспитание. И все это цивилизационное сокровище состоялось, в результате Крещения Руси.
С Праздником, дорогие братья и сестры! С Праздником обретения нами Православия, обретения Бога, обретения надежды на Спасение!