6 марта 2020 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга совершил Литургию Преждеосвященных Даров — вторую в начавшемся Великом посте.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора митрофорный протоиерей Николай Малета, ректор Екатеринбургской духовной семинарии иеромонах Корнилий (Зайцев), духовенство храма и епархии.
Со словом назидания к молящимся обратился иеромонах Корнилий (Зайцев).
В завершение богослужения после заамвонной молитвы был прочитан канон святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После чего в воспоминание чуда святого великомученика Феодора Тирона, память которого совершается в первую субботу Великого поста, было освящено коливо (кутия, поминальная пища). Владыка Кирилл благословил коливо для раздачи верующим.
Напомним, в начале четвертого века по Рождеству Христову император Юлиан Отступник (361 — 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор Тирон, мученически окончивший свою жизнь за исповедание веры Христовой за 50 лет до этих событий, явился во сне архиепископу Евдоксию и повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели только вареную пшеницу с медом — коливо. В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста.
По завершении Литургии Преждеосвященных Даров владыка Кирилл обратился к молящимся. В своем архипастырском слове Его Высокопреосвященство напомнил о сегодняшнем Евангельском чтении – начале книги Бытия.
— Мы слушали очень трогательное повествование книги Бытия о том, как человек вел себя, противопоставив свою волю воле Божией. И с тех пор, как Господь воззвал в раю: «Адам, где ты?», с тех пор Бог и ищет человека: «Где ты, человек? Где ты находишься?» И каждый из нас сегодня, кто считает себя христианином и верующим в Бога человеком, должен дать себе ответ на этот вопрос: «А где я лично сегодня нахожусь? Почему Бог меня ищет в этой жизни? Почему Он не видит меня такого, каким создал в этой жизни?» Вот это лукавство, которым сегодня Адам и Ева отвечали Богу, Создателю своему, этим лукавством и мы также живем, — отметил владыка.
— Наши лукавые речи — они насколько нашу душу отводят от Бога? Пусть каждый даст себе ответ на этот вопрос сам. А мы молимся Господу Богу и просим прощения у Него за все наши вольные и невольные грехи и пытаемся этим Великим постом вернуться в рай, вернуться к Богу, обрести это единство со своим Творцом, чего я желаю каждому из нас с вами. Храни вас Господь, — заключил митрополит Кирилл.
Добавим, что под названием Литургии Преждеосвященных Даров разумеется литургия, на которой верующим предлагаются Святые Дары, освященные прежде на предшествовавшей полной литургии и сохранявшиеся на святом Престоле в дарохранительнице. Эта литургия, как показывает само ее название, отличается от литургии святого Иоанна Златоуста и литургии святого Василия Великого именно тем, что на ней не бывает приношения и освящения Святых Даров.
С древних времен православные христиане, с особым благоговением почитая святую Четыредесятницу как время поста и покаяния, не совершали священнодействия полной литургии во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, а совершали Литургию Преждеосвященных Даров. Причиною первоначального установления совершать Литургию Преждеосвященных Даров во дни святой Четыредесятницы было то, что эти дни назначены для сетования, воздержания и покаяния, а потому совершение в это время полной литургии – торжественнейшего и радостнейшего богослужения – несовместимо со строгостью поста. Но поскольку Божественные Тело и Кровь Христовы составляют насущный хлеб для души христианина, Церковь разрешает верующим причащение в дни святой Четыредесятницы. Отметим, что по сложившейся в Русской Православной Церкви традиции, за Преждеосвященной причащаются те, кто может принять Частицу. То есть младенцев, которые причащаются Кровью, за литургией Преждеосвященных Даров не причащают.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается по преимуществу по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, сообразно со священными воспоминаниями в эти дни, которые специально назначены Церковью для поста и молитвы, а также в четверг пятой седмицы Святой Четыредесятницы и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.