По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
30 октября 19:03
В центре «Царский» прошли юбилейные V Афанасьевские чтения

По благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла к 135-летию Екатеринбургской епархии в культурно-просветительском центре «Царский» города Екатеринбурга состоялись V Афанасьевские чтения «Любовь призывает нас к живому делу». Чтения в этом году посвящены жизни и служению новомучеников и исповедников Урала в XX веке.

Традиционно совместно с миссионерским отделом Екатеринбургской епархии организатором чтений выступило Свято-Елизаветинское малое православное братство. 

В конференции приняли участие: студентка Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ, г. Москва) и член Уральского церковно-исторического общества Светлана Георгиевна Буткина с докладом ««Братство любите»: от идеи братолюбия к созданию Симеоновского братства (Шадринск) в просветительской деятельности прот. Николая Буткина»; председатель Рефтинского объединения родоведов и краеведов, действительный член Уральского историко-родословного общества, член Уральского церковно-исторического общества Юрий Михайлович Сухарев  с докладом о жизни и служении протоиерея Иоанна Сторожева; краевед-исследователь из прихода Свято-Троицкого храма (г. Красноуфимск) Вера Александровна Прохорова с докладом о жизни и служении красноуфимских новомучеников: сщмч. Алексия Будрина, сщмч. Александра Малиновского, сщмч. Льва Ершова; главный редактор «Вестника Дома Учителя» Евгения Георгиевна Парфенова; заведующая архивным отделом Скорбященского женского монастыря (г. Нижний Тагил) Вера Александровна Чемезова; председатель Свято-Елизаветинского православного братства, редактор медиапроекта s-t-o-l.com Олег Олегович Глаголев.

В приветственном слове руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин сказал, что проводимые в пятый раз Афанасьевские чтения собирают одно из самых важных преданий Церкви – наследие новомучеников и исповедников Русской Церкви, «обращая внимание современных православных христиан на жизнь и опыт тех, кто в годы советских гонений за веру сохранил свою верность Христу и Его Церкви, любовь и свободу».

На конференции участники сошлись во мнении, что опыт новомучеников и исповедников еще недостаточно открыт, изучен и понят, и потому говорить об его усвоении Церковью слишком рано, отметили в миссионерском отделе. При этом исследователи сталкиваются с типичными трудностями в своей работе, например, закрытостью источников и архивов, явно ложными протоколами допросов, мифологизацией жизни и подтасовыванием исторических фактов и биографий «под святость».

Научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской православной духовной семинарии Андрей Владимирович Печерин в своем докладе о проблемах агиографии новомучеников и исповедников Урала отметил, что их жизнь мы узнаём из однотипных источников, таких как послужные списки, различные ведомости, из которых не видна жизнь человека.

- Получаются очень схожие биографии. Исследователи либо добавляют какие-то факты, чтобы оживить житие, либо пытаются любой поступок показать как проявление святости человека, например, переход с прихода на приход с целью улучшить свое материальное положение, - поделился Андрей Владимирович.

Выступающий отметил, что наличие в агиографии противоречий, особенностей сложного характера, делают образ святого более человечным, более близким к нам, и это напротив дает возможность «отчетливо увидеть момент, когда Евангелие явилось в его жизнь с большой силой. 

Почитание новомучеников и исповедников начинается с интереса, сердечного расположения и молитвенного обращения к ним, однако на этом нельзя остановиться, как нельзя остановиться и на памяти только о их героическом стоянии в вере и мученической кончине, отметили на конференции ее участники. Важны размышление современных христиан над тем, что можно и нужно продолжить из начатого новомучениками.

- Опыт новомучеников упоминается исключительно как экстраординарный, и это как-будто снимает с нас ответственность за необходимость его подхватить, – считает председатель оргкомитета Афанасьевских чтений Евгения Парфёнова. – Это, конечно, языческий подход – «героизация» – неприемлемый для церковного сознания.

В служении свидетелей веры XX века участники конференции отметили много актуального для современной Церкви: христианское просвещение и образование мирян, их инициативное включение в жизнь церкви; возрождение опыта общинной и братской жизни; полное и осознанное участие в евхаристии и введение понятного языка богослужения, за что ратовал среди многих святых XX века и священноисповедник Афанасий (Сахаров), имя которого носит конференция, писавший: «Исправление церковных книг – неотложное дело… И я думаю, что в настоящей церковной разрухе в значительной доле повинны мы тем, что не приближали наше дивное богослужение, наши чудные песнопения к уму русского народа».

Кроме того, важным является сам опыт веры и надежды, который трудно поддается исследованию, но считывается как дух жизни пострадавших за веру в XX веке.