По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
21 сентября 11:18
«Человек не оставлен Богом»: наставление на праздник Рождества Пресвятой Богородицы

О Рождестве Пресвятой Богородице - «начале праздников» - в своем очередном наставлении рассказал руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…

(Тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы)

- 21 сентября Русская Православная Церковь празднует первый из двунадесятых праздников — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это день всемирной радости, радости начала исполнения Божественного обетования о спасении человечества. Пречистая Божия Матерь, стала тем чистым сосудом, родив Бога не по существу, но по плоти. В сознании Вселенской Церкви с самого начала жила Богооткровенная истина Священного Писания о Святой Деве Марии как Приснодеве и Богородице.

В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

Подтверждая Святое Предание, церковные гимнографы четко перелагают его в кондаке праздника: Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства, и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, во святе́м рождестве́ Твое́м. То пра́зднуют и лю́дие Твои́, вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, внегда́ зва́ти Ти: непло́ды ражда́ет Богороди́цу и пита́тельницу жи́зни на́шея.

Хотя Рождество Пресвятой Богородицы можно со святым Андреем Критским назвать «началом праздников», но по времени появления своего в Церкви этот праздник едва не последний из двунадесятых. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Для св. Андрея Критского (ок. 712 г.), составившего на этот праздник два слова и канон, это уже праздник большой торжественности.

Событие праздника Рождества Божией Матери открывает для нас величайшую радость – человек не оставлен Богом. В этом суть торжества победы жизни над смертью, торжества победы света над тьмой, явлением абсолютной Божественной любви.

Прославим в этот день Пречистую Божию Матерь, откроем своё сердце Господу нашему Иисусу, чтобы Спаситель Христос избавил нас от тяготы греховной и наставил нас к совершению всякого благого дела.