В Екатеринбурге прошло заключительное в текущем учебном году заседание семинара «Диалог науки и религии». Встреча традиционно была организована миссионерским отделом Екатеринбургской епархии, и прошла она в Уральском государственном горном университете на кафедре теологии.
На состоявшемся семинаре выступил настоятель мужского монастыря Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске, кандидат богословия, заведующий библейско-богословской кафедрой Екатеринбургской православной духовной семинарии игумен Моисей Пилатс. В ходе своего доклада он раскрыл тему: «Археологические свидетельства египетского плена и исхода израильтян».
Как рассказали в миссионерском отделе Екатеринбургской епархии, отец Моисей принимает участие в качестве ведущего докладчика в семинаре третий раз, и каждое его выступление (см: «События Библии как события истории: археологические экспедиции по библейским местам» и «Методы датировок археологических находок») — это событие. Желающих услышать его, как правило, больше, чем мест в аудитории, и многим приходится стоять; приезжают люди из других городов.
Это не удивительно: отец Моисей сочетает в себе «человека веры» (так часто называют его в православных медиа) и «человека науки», знакомого с тонкостями методологии и требованиями современной науки и следующего этим требованиям в своих статьях и выступлениях. Первоначально тема выступления была сформулирована так: «Археологические доказательства египетского плена и исхода израильтян». Однако отец Моисей поправил формулировку, заменив слово «доказательства» на слово «свидетельства», поскольку однозначных доказательств Библейских событий, связанных с египетским пленом и исходом израильтян нет. Найденные археологами артефакты можно толковать по-разному, в зависимости от мировоззренческих позиций исследователей.
Докладчик знаком с Библейской археологией не понаслышке, он сам неоднократно участвовал в археологических экспедициях на Святую Землю.
Насколько трудны и неоднозначны интерпретации артефактов, докладчик показал на ряде примеров. Вот один из них. В Египте найдены папирусы (к сожалению, отметил отец Моисей, их в настоящее время немного), имеющие некоторые параллели с Библейским текстом, где описан Исход евреев из Египта. Большая трудность заключается в том, что в египетских письменах гласных не было. Поэтому многие огласовки слов достаточно произвольны. Например, море, через которое прошли израильтяне, можно прочитать как Красное море или как Тростниковое море. В масоретском тексте говорится именно о Тростниковом море. При этом такая огласовка трактуется в среде ученых иудаистов как единственно верная, благодаря аналогии между спасением Моисея в корзине из тростника и спасением Израиля, перешедшего через Тростниковое море. В синодальном переводе Библии говорится о Красном море.
В библейской археологии нет единой точки зрения и о времени Исхода. В XIX веке была распространено мнение, что Пятикнижие написано после вавилонского плена (примерно V век до РХ). Сейчас твердо установлено, что это слишком поздний срок. Основанием для такого утверждения является тот неоспоримый факт, что Тора содержит египтизмы, но арамейских слов там нет. Это означает, что Пятикнижие Моисея было написано до Вавилонского плена, а значит и Исход евреев из Египта — более раннее событие, чем вавилонский плен.
В настоящее время бытуют две оценки времени Исхода: XII век до РХ (поздняя датировка) и XIV век (ранняя датировка). Докладчик убедительно показал несостоятельность поздней датировки, поскольку аргументы в ее пользу устарели, либо археологически сомнительны и даже несостоятельны.
Организаторы семинара отметили, что очень интересен был рассказ отца Моисея и о гиксосах — таинственном народе, бескровно завоевавшем часть Египта, но не сумевшем покорить всю страну. Гиксосы — это пастухи, родственные племенам семитов. Есть гипотеза, что царь-пастух гиксосов — это библейский Иосиф. Но отец Моисей эту гипотезу аргументировано раскритиковал.
— Все богатейшее содержание доклада отца Моисея пересказать невозможно. Длился доклад более двух часов, но время пролетело незаметно. И когда докладчик поставил точку, посыпались вопросы, на которые он подробно отвечал, — рассказали организаторы.
В миссионерском отделе Екатеринбургской епархии добавили, что вскоре планирует второй выпуск сборника «Диалог науки и религии», где все три материала отца Моисея будут представлены.
Напомним, организаторами семинара традиционно выступает миссионерский отдел Екатеринбургской епархии. Семинар работает пятый год. Его участники – ученые, в том числе естественники (физики, математики, биологи, медики), преподаватели вузов, священники, студенты. Организатор и бессменный руководитель семинара – Людмила Константиновна Конышева, кандидат биологических наук, доцент Екатеринбургской духовной семинарии.
Смотрите также:
Теорию вероятностей в математике и православии обсудили на семинаре «Диалог науки и религии»
О космизме и современном трансгуманизме шел разговор на очередном «Диалоге науки и религии»
Экологический антропогенный кризис стал темой очередного семинара «Диалог науки и религии»
С экскурсии в Коуровскую обсерваторию начался очередной цикл семинаров «Диалог науки и религии»