По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
10 апреля 16:56
Почему Четверток Великого канона - в среду? На популярные вопросы отвечает автор «Великопостных бесед»

Во второй половине Великого поста мы адресовали священникам два, пожалуй, самых популярных вопроса, которые задавали пользователи соцсети «Вконтакте» в рамках проекта «Вопрос батюшке» – о каноне Андрея Критского и о несовпадении с иудейской и католической Пасхой.

На вопросы отвечает руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.

Почему покаянный канон преподобного Андрея Критского читается не в четверг, а в среду?

- Действительно, богослужение, которое мы называем чтением Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского, или Мариино стояние, называется еще и Четверток Великого канона. Это богослужение обычно совершается в среду вечером, на утрене. Дело в том, что суточный круг богослужения, согласно установившейся традиции, начинается с вечера. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. Соответственно с вечера среды начинается богослужение следующего дня, то есть четверга. Так как утром в среду была совершена Литургия Преждеосвященных Даров, то продолжение богослужения среды – утреня четверга, поэтому и богослужение, которое называется Мариино стояние, совершается в среду вечером, а называется - Четверток Великого канона.

Почему наша Пасха не совпадает с католической и иудейской?

- Дата Пасхи в православной традиции определяется в соответствии с Седьмым апостольскими правилом («Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина»), правилом Первого Вселенского Собора 325 года в городе Никее было установлено: праздновать Пасху после еврейской, в первый воскресный день за полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после оного, но не ранее весеннего равноденствия.

Что же касается католической традиции, то в 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. Русская Православная Церковь продолжает пользоваться Юлианским календарем. Разница между Григорианским календарем и Юлианским на сегодня составляет 13 дней.  В любом случае, Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, но не ранее чем 21 марта.

Различия в календарях, то есть старый и новый стиль, приводят к тому, что одна методика подсчета даты может привести порой к совершенно разным датам Пасхи. И здесь вовсе нет правила, что Пасхи будут праздноваться с разницей в неделю, хотя по статистике так происходит почти в большинстве случаев.