По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

3 марта 2019

Неделя о Страшном суде: наставления в канун Великого поста

Об особенностях последней перед началом Великого поста седмицы рассказывает руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин. 

– Название этой подготовительной недели к Великому посту связано с темой Евангельского чтения, повествующего об участи человека в конце времен и его персональной ответственности.

В отличие от книги Откровения Иоанна Богослова, где тщательно даны образы всемирного бедствия и всемирного же ожидания Второго Пришествия Христова, здесь Евангелист, передавая слова Спасителя, обращается к каждому отдельному человеку вне контекста мировых войн, катастроф и событий.

Основное событие для Страшного Суда – состояние души, от наличия или отсутствия деятельного доброделания. Залогом спасительного состояния является любовь к ближнему, которая сформулирована Иисусом Христом – как конкретные дела, а не просто сочувствие и сострадание: посетил, накормил, одел…

Много можно говорить о милосердии Божиим, но в названии этой седмицы фигурирует словосочетание «Страшный суд». Интересно, что в воспитательной практике любой родитель или педагог, не говоря уже о целом государстве, апеллируют к «ответственности» в тех, на кого направлено педагогическое усилие. Человек «должен», «обязан», «вменяем»…. Но ведь весь этот контекст на 100 процентов совпадает с тем, о чем говорит Бог человеку.

И очень странно, что из воспитательной системы искусственно изымается религиозное основание не просто нравственности, а нравственной ответственности людей, не просто перед людьми – а перед Самим Господом Богом. Удивительно, что Бог судится с человеком за людей, в которых видит такую ценность, что говорит: они – это Я! Что не сделали им – не сделали Мне!

Значит, в тексте Евангелия о Страшном суде совершенно конкретно показано, как любовь к Богу выражается через любовь к ближнему и ею же осуществляется. Педагогическая система христиан – целостная, без логических лакун и имеет авторитетное основание в нашем отношении с Богом и с собой – как исполнении смысла жизни: жизнь ли вечная или мука вечная.

И есть очень важный церковный, братский, общежительный момент в воспоминании этих слов Христа Спасителя. Именно Церковь акцентирует внимание на этом тексте во время подготовки к Великому посту. А это значит, что в процессе Суда есть не просто индивидуум с его личными заслугами или прегрешениями. Есть еще церковная жизнь. Ведь дело в том, что на Суде христианин имеет  отношения не с безликим законом воздаяния, а с Личным Богом, к Которому и обращается лично. А в личных отношениях всегда есть составляющая не тривиального решения по делу. И залогом этой не тривиальности, согласно церковному сознанию, являются молитвы всей Церкви. Не случайно накануне мы совершаем богослужения заупокойной родительской субботы, поминая всех тех, кто уже предстоял пред Судом Божиим, и кому, возможно, необходимо свидетельство нашей любви. Эта апелляция к Судье от всей Церкви – ее молитвы за грешника, и возможна лишь потому, что Он – есть наш Личный Бог.

И пусть Суд, все же Страшный в своей серьезности и правдивой справедливости, но вершит его Тот, Кто Сам стал Человеком ради человека. Тот – имя Кому – Любовь. И Тот, Кто раз из глубин ада слышал голоса плененных там узников, тем более, мы верим – услышит голос Матери Церкви за своих безответственных чад, в минуту их страха, и, возможно, сотворит чудо несправедливой любви.

 

Смотрите также:

О родительской мясопустной субботе: наставления в канун Великого поста

Неделя о блудном сыне: наставления в канун Великого поста

Свадьба на Масленицу и подготовка к посту: на популярные вопросы проекта «Вопрос батюшке» ответил автор «Великопостных бесед» иерей Даниил Рябинин

Неделя о мытаре и фарисее: начало подготовки к Великому посту

Действующие лица