О значении научно-богословского форума в деле сохранения нравственных ценностей, об Урале как «Русской Голгофе» и примере духовно-нравственного просвещения общества, о диалоге с молодежью в интервью нашему корреспонденту рассуждает профессор Московского православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Наталия Юрьевна Сухова.
Доктор церковной истории, доктор исторических наук Наталия Юрьевна в седьмой раз принимает участие во Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История», которая проходит в Екатеринбургской митрополии по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла.
— Наталия Юрьевна, Вы неизменный участник и один из главных докладчиков конференции «Церковь. Богословие. История» на протяжении всего периода ее существования. Что для Вас Екатеринбург и данный научный форум?
— В этом году замечательная научно-богословская конференция «Церковь. Богословие. История», организуемая совместными усилиями Екатеринбургской епархии и Екатеринбургской духовной семинарии, проводится седьмой раз. Я с большим интересом седьмой раз участвую в этой конференции, так что могу считать себя не только ее «долгожителем», но в каком-то смысле также и соорганизатором.
Для меня это, конечно, большая радость, потому что Урал в жизни России значит очень много, в том числе, и в духовном смысле. Конечно, в эти юбилейные годы вспоминается, прежде всего, Царская семья, «Русская Голгофа». Это тот камертон, который задал Урал всей российской жизни и в эпоху гонений, и далее — в эпоху возрождения, ибо на примере как Царственных мучеников, так и всего сонма новомучеников и исповедников российских воспитываются поколения. Или, по крайней мере, должны воспитываться. С этим примером сверяют свою жизнь современные члены Церкви – хотя, конечно, в относительно мирной жизни представить «предельную» ситуацию, в которой надо дать решительный – такой же «предельный» — а точнее, «запредельный» — ответ, очень сложно, даже, видимо, невозможно. Но пример новомучеников, хотя он и «запределен», очень важен в нашей реальной жизни.
Екатеринбург – столица Урала, и мы привыкли относиться к нему именно как к центру России. Даже если на окраинах нашего отечества какие-то нестроения, какие-то смущения, модернизм, новизны, которые могут смущать, огорчать, то есть надежда, что вот этот надежный центр удержит от «расшатывания», даст какие-то плодотворные и здоровые соки.
Конференция «Церковь. Богословие. История» собирает замечательные силы: и научные, и церковно-практические. Очень важно, что активно участвует и духовенство епархии – не только с докладами: на пленарном заседании всегда полный зал, приятно видеть столько духовенства, имеющего интерес к церковной истории, богословию, новым идеям, концепциям, выводам. Всегда есть надежда, что священники понесут эти знания своим прихожанам — и многовековое упование русского народа на духовное просвещение наконец начнет исполняться.
Очень радостно, что участвуют студенты семинарии. Так как с семинариями, духовными школами я связана и своими научными исследованиями, и преподавательской деятельностью, для меня, конечно, стремящиеся к знаниям семинаристы и, тем паче, занимающиеся исследованиями, делающие доклады – бальзам на душу, самый лучший подарок, торжество.
Как мне кажется, эта конференция получила высокое звучание не только в рамках Урала, и даже не только в рамках России. Задаются очень хорошие темы, удачно компонуются секции, активно участвует весь Екатеринбург. Важно, что заседания проходят не только в епархиальном управлении, но и в центре «Царский», в Миссионерском институте, несколько секций проводится в семинарии. Организаторы всегда стараются сводить участников конференции в местные интеллектуальные центры (учебные заведения, библиотеки), свозить по святым местам. Поэтому с этой конференцией связано чувство церковного и научного торжества. Это для меня, наверное, главная радость.
— Насколько такие конференции могут быть полезны духовному просвещению российского общества?
— Мне кажется, что Екатеринбург являет в этом отношении один из лучших примеров. Здесь действуют телеканалы, которые свои передачи распространяют не только на Екатеринбург, Урал, но и на всю Россию. В Москве и Петербурге, в Европе, в Америке смотрят именно эти каналы – это достойная оценка!
Мне кажется, что очень важно распространять духовное просвещение через учебные центры. И то, что в Екатеринбурге и это делается – преподаватели светских вузов преподают в семинарии, преподаватели семинарии преподают в светских вузах – очень важно. Общение светских и духовных студентов, светских и духовных преподавателей – чрезвычайно важно! Научные форумы, общестуденческие конференции – это здорово, это обязательно надо развивать. Екатеринбург уже подает в этом хороший пример. Но есть и перспектива, которая на наших конференциях также прослеживается.
— Не случайно в работе конференции активное участие принимает молодежь. Ей же были посвящены недавние Рождественские чтения. В чем, по-вашему, секрет работы с молодыми, как наладить взаимопонимание и взаимодействие поколений?
— Я выскажу свое личное мнение: несмотря на то, что сейчас молодежь выросла в новых культурных и технических условиях, это «дети интернета», слой «технической оснащенности», нового понятийного аппарата и пр. иногда кажется перегородкой между поколениями. Но мне думается, что в самом главном никаких противостояний и отрывов поколений нет – это те человеческие ценности, которые по сути определяются христианскими ценностями, даже если общество это не всегда сознает. Возможно, это мне так кажется, так как я со студентами работаю много, но это преимущественно студенты духовных школ. Даже если они поддаются на современные соблазны и смущения, все же перспектива у них сотериологическая, и рано или поздно это определяет и все прочее, каждодневное…
И старшему, и младшему поколениям важно понять, что система мышления сейчас немного иная, но ценности остаются неизменными. Здесь важна работа со всех сторон, но, возможно, инициатива должна исходить от взрослого поколения – жизненный опыт обязывает и дает большие возможности.
Мне кажется, проблемы «отцы и дети» в христианской перспективе просто быть не может; главное – всегда иметь в виду иерархию ценностей и не путать мелочи с главным. Думаю, что и молодежь, по крайней мере, значительная ее часть, понимает это.
— Несмотря на то, что сегодня молодежь пытаются отвлечь протестными настроениями…
— Да, и работают в этом направлении профессионально. Конечно, нам каким-то приемам надо учиться. Но, уверена, главный прием – это любовь, это желание смотреть глаза в глаза, не прячась за какие-то новомодные методы и т.д.
Потому что любая душа человеческая – она христианская, как известно. И она чувствует это добро, чувствует любовь. Падать всем легко — сила тяжести помогает… Но рано или поздно все-таки душа стремится выше. И очень важно не пропустить этот момент, и поддержать, помочь этому восхождению.