По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
13 января 08:00
13 января - отдание праздника Рождества Христова

К первому воскресенью после праздника Рождества Христова приурочена память Давида пророка, Иосифа Обручника и святого апостола Иакова Праведного, брата Господня, также наименованных Богоотцами. Это воскресенье получило название «неделя Богоотцов».

В первом браке у праведного Иосифа было четыре сына (Симон, Иаков, Иуда и Иосия) и две дочери (Есфирь и Фамарь). Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем он был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. Потому его и зовут Обручником, обручившимся.

Когда Иосиф узнал о беременности Марии, то встал перед неразрешимым противоречием: по иудейскому закону муж должен был обличить жену, что было бы позором и для Марии, и для него, Мария должна быть побита камнями. Праведный Иосиф не смог выступить в роли мучителя, предать человека на смерть. Он решил отпустить Марию, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сыне Давидов, не убойся принять Марии, жены твоей, ибо родившееся в Ней, есть от Духа Свята». Праведный Иосиф не участвовал в зачатии Спасителя, но ему принадлежало право отцовства, право наречения имени своему сыну. Он не был природным отцом Иисуса Христа, а был ему отцом по закону. На протяжении всей своей жизни он заботился о Святом семействе, разделяя все тяготы и невзгоды. Иосиф скончался в возрасте более ста лет.

Святой царь и пророк Давид из колена Иудина был предком по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Он, младший сын Иессея, жил тысячу лет до Рождества Христова. В юности Давид пас стада овец, принадлежавшие отцу, и отличался глубокой верой. Поэтому во время нашествия филистимлян он Божией помощью одолел в единоборстве великана Голиафа, что решило исход войны в пользу израильского народа. Претерпев много обид от царя Саула, который видел в нем любимца народа и своего соперника, Давид явил свое незлобие и великодушие. Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого. Скрываясь от несправедливого гнева Саула, Давид говорил, что не смеет поднять руку на Помазанника Божия. После гибели Саула и его сына, Давид был провозглашен царем южной части израильского государства, а после убийства второго сына Саула – царем всего Израиля. Он построил новую столицу – Иерусалим – Город мира. Он имел блестящий талант военноначальника, сумел очистить свою землю и расширить границы Царства до Ефрата, Средиземного моря, Аравийской пустыни, укрепил закон и делал все, чтобы его народ жил в процветании. Но жизнь царя Давида была омрачена тяжелым падением: он взял себе жену своего военноначальника Урии Вирсавию, а самого Урию послал в сражение на смерть, приложив к прелюбодеянию грех убийства, что было тяжким грехом в очах Бога. Плодом покаяния Давида стал 50 Псалом, написанный им Господу: «Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое», который является образцом покаянной молитвы для любого кающегося грешника доныне и до скончания века. Господь простил Давиду, но расплачивался за этот грех царь Давид всю свою жизнь – распря началась в его детях, которые были рождены от жен Давида, а один из его сыновей восстал на Давида, своего отца, пытаясь лишить его царства. Все скорби и испытания святой царь Давид принимал со смирением как воздаяния за свои согрешения.

Святой пророк и псалмопевец Давид постоянно находился в молитвенном общении с Творцом. Царь и полководец, обремененный заботами по управлению государством, он возносил свои молитвы даже ночью. Благодатью Святого Духа святой пророк Давид составил Псалтирь, которая широко употребляется в богослужении и личной молитве верующими.

Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя – Мессии, Господа нашего Иисуса Христа.

Апостол Иаков, брат Господень – сын праведного Иосифа от его первого брака.

С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, особо посвященным Богу. Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Господом всему Израилю. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал Его апостолом. За Богоугодную жизнь он был избран первым епископом Иерусалимской Церкви. Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе, в Иерусалиме, на котором рассматривался очень важный канонический вопрос: нужно ли христианам из язычников соблюдать обрядовые ветхозаветные предписания. Апостолом Иаковом было выражено Духом Святым, что христианам, приходящим из язычества, не надо соблюдать ветхозаветные предписания, которые потеряли свою силу. За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Его очень любили и христиане, и иудеи и назвали при жизни праведным.

После Воскресения Господь особым образом явился Иакову и уведомил его о Своем Воскресении. Когда встал вопрос об Иисусе перед праздником Пасхи, то иудеи просили Иакова сказать с крыши храма Иерусалимского всему народу о распятом Иисусе, что Он – не Мессия, надеясь, что Иаков образумит народ и удержит от новой ереси – так называли христианство иудеи. Но Иаков сказал, что Иисус Сын человеческий ныне восседает на небесах одесную великой Силы и Славы и опять придет на землю на облаках небесных.

Разгневанные иудеи, сбросили апостола Иакова с крыши, но святой Иаков не умер, продолжая молиться о своих мучителях. Тогда его, полуживого, стали побивать камнями, пока один из кожевенников не убил Святого ударом валька по голове. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года от Рождества Христова.

Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание Литургии, составленной святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета. В 1853 году Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова, которая хранится на Старо-Иерусалимском подворье.