По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
13 ноября 17:22
О роли медицины и православия в борьбе с зависимостями шла речь на очередном семинаре «Диалог науки и религии»

В Екатеринбургской православной духовной семинарии состоялся очередной семинар «Диалог науки и религии», традиционно организованный Екатеринбургской духовной семинарией и епархиальным миссионерским отделом. Встреча была озаглавлена темой: «Роль союза медицины и православия в лечении и профилактике зависимостей». 

Наряду с постоянными участниками: учеными, священниками, студентами и выпускниками вузов, - на нем присутствовали семинаристы. Кроме того, собрание почтил своим присутствием ректор семинарии,  иеромонах Корнилий (Зайцев), рассказали в миссионерском отделе Екатеринбургской епархии.

На заседании впервые была поднята тема, достаточно острая и интересная для многих людей: речь шла о зависимостях и борьбе с ними. Докладчиком выступил известный психотерапевт, организатор центра преодоления зависимостей «Подвижник» Вячеслав Владимирович Боровских. Он рассказал о роли союза медицины и православия в избавлении человека от зависимостей.

Как отметил докладчик, несмотря на некоторое «потепление» отношений и примирение мировоззренческих взглядов науки и религии, тенденция эта не касается медицины. Отечественная система медицинской науки и медицинского образования подчеркнуто материалистична. Официальная медицина рассматривает человека исключительно как биологический объект. Даже в таких областях, как психиатрия и психотерапия («ψυχή» ‒ «душа»), все проявления ψυχή сводятся к работе головного мозга. В то же время, медицинской науке далеко не все ясно в теории происхождения неврозов и зависимостей.

Лечение психических патологий до сих пор ориентировано на психофармакологию, условно-рефлекторные методы и т.п. За последние 30 лет, констатировал Вячеслав Владимирович, психотерапия не смогла достичь ощутимых результатов в лечении зависимостей. Наблюдается непрерывный рост заболеваемости и смертности от этих недугов. Основной метод воздействия врача-нарколога на пациента ‒ психотерапия. Однако приходится признать, что светская медицина не умеет избавлять человека от алкоголизма и, особенно, от наркомании.

Становится очевидным, что «зависимость» ‒ это не только медицинская проблема, медицина не вмещает всего того, из чего эта проблема складывается, отметил докладчик.

Один из наиболее эффективных методов лечения, применяемых отечественной наркологией, ‒ метод Довженко (кодирование). В основе метода лежит гипноз, который с древности известен как духовная практика. Многие языческие культы используют гипноз для манипуляции эмоционально-волевой сферой человека, а также его сферой запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Другими словами, широко применяемый в медицине и эффективный метод лечения зависимостей основан на религиозной практике. Используя метод Довженко, официальной медицине поневоле приходится признавать, что человек существо не только телесное, но и духовное. Дать научное обоснование методу Довженко так и не удалось, как не удалось создать систему подготовки соответствующих специалистов. Кодирование по Довженко требует того дара, который был у самого Александра Романовича Довженко, а людей, не обладающих этим даром, научить гипнозу невозможно.

Очевидно, что можно попытаться отделить медицину от духовности, но нельзя отделить духовность от человека. Происходит спонтанное водворение в область медицины духовных практик. К сожалению, отметил Вячеслав Владимирович, нередко эти практики нацелены на духовно-нравственное перекодирование зависимых от наркотиков и алкоголя. Зачастую, под их воздействием человек оказывается втянутым в секту.

В настоящее время весьма популярна, так называемая 12-ти шаговая программа избавления от зависимостей. Однако она имеет много недостатков. Человек, даже избавившись от пьянства или наркомании, становится зависимым от своего окружения. Только среди «своих» он гарантировано не вернется к прежнему пороку. Недаром общества анонимных алкоголиков, работающих с использованием программы «12 шагов» имеют характер секты, из которой выйти не менее трудно, чем избавиться от зависимости.

Далее Вячеслав Владимирович рассказал о методах, которые применяются для излечения зависимостей в созданном им центре медико-социальной реабилитации «Подвижник». В основу реабилитации положен тандем врача и священника. Лица мужского пола, страдающие наркотической, алкогольной и другими зависимостями в течение календарного года, на который рассчитана программа реабилитации, осваивают образ жизни православного христианина. Такая реабилитация предполагает усвоение человеком достаточного количества знаний и практических навыков, что позволит ему в дальнейшем противостоять проявлениям зависимости и даже быть полностью избавленным от этих проявлений. Медицинская составляющая в центре «Подвижник» представлена в виде первичной врачебной консультации, нравственно ориентированной психотерапии, основанной на православном учении, и полноценной медицинской помощи в течение всего периода реабилитации. Как сказал докладчик, в центре «Подвижник» достигнут самый высокий показатель реабилитации лиц, страдающих зависимостями и неврозами.

Создан образовательный проект для подготовки врачебных кадров, цель которого - преодолеть разрыв между медициной и православием, и на этой основе готовить кадры для национальной системы реабилитации.

Очень важным аспектом работы с разного рода зависимостями являются мероприятия профилактического и просветительского характера. Православная система ценностей повышает ответственность человека за свою жизнь, приносит в нее светлую перспективу и радостную надежду. Включение в область медицины элементов православного учения о человеке составит основу отечественной наркологии в будущем, считает доктор Боровских.

Вячеслав Владимирович ‒ великолепный оратор, отметили организаторы семинара. Более чем полуторачасовой доклад был выслушан с неослабным вниманием. В завершение семинара докладчик ответил на заданные вопросы.

Прежде всего, Вячеслав Владимирович пояснил, что до сих пор не вполне понятно, что такое «зависимость». В литературе эта болезнь определяется как отсутствие свободы выбора. Человек, не являющийся алкоголиком, может употреблять или отказываться от употребления спиртного, а для алкоголика отказ невозможен.

Отсутствие свободы выбора определяет и все другие формы зависимостей.

В современном мире специалисты насчитывают более 60 видов разнообразных человеческих зависимостей, которые подразделяются на две группы: химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение, увлечение снотворными, транквилизаторами, успокоительными препаратами и т.п.) и психологическая (игромания, нимфомания, булимия, клептомания, адреналиномания, трудоголизм и пр.). Бич современного общества ‒ трудоголизм. На первый план выходит материальное благополучие и социальная потребность стать уважаемым человеком.

На вопрос о том, следует ли считать зависимым человека, попавшего в секту, доктор Боровских ответил так: зависимость от секты по своему воздействию на психику можно сравнить и поставить на один уровень с наркотической зависимостью.  Человек, попавший в секту, нуждается в тщательном  патопсихологическом анализе и лечении. Процесс коррекции личности длительный и нелегкий, но это единственно верный путь. Лечение сектантской зависимости – долгий процесс.  Необходимыми условиями ее лечения являются терпение и упорство, как со стороны самого зависимого, так и со стороны его близких. Освобождение от сектантской зависимости  осложняется тем, что очень часто, человек не хочет выходить из секты.

Участники семинара тепло поблагодарили докладчика и закончили семинар, как и всегда, за чашкой чая.

Напомним, организаторами семинара традиционно выступает миссионерский отдел Екатеринбургской епархии совместно с Екатеринбургской духовной семинарией. Семинар работает пятый год. Его участники – ученые, в том числе естественники (физики, математики, биологи, медики), преподаватели вузов, священники, студенты. Организатор и бессменный руководитель семинара – Людмила Константиновна Конышева, кандидат биологических наук, доцент Екатеринбургской духовной семинарии.