По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

18 августа 2018

Юрий Бастылев. О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Часть первая

В год столетия подвига святых Царственных страстотерпцев сайт Екатеринбургской епархии начинает публикацию работы екатеринбургского краеведа Юрия Афанасьевича Бастылева «О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург», раскрывающей детали маршрута пересылки Николая Александровича и его семьи, ставшей для них началом восхождением на «Русскую Голгофу». Исследование будет публиковаться по субботним дням – в пяти частях.

Об авторе:

Юрий Афанасьевич Бастылев (1962 г.р.) – краевед, инженер Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Темой исследования пути Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург заинтересовался в начале 2000-х годов. За эти годы посетил практически все населенные пункты и станции связанные с этим маршрутом. В ходе поездок были собраны малоизвестные краеведческие публикации и другие материалы, в результате обобщения всех имеющихся на сегодняшний день документов по этой теме написана статья. Первый вариант статьи опубликован 26 апреля 2018 г. в двух частях на сайте «Русская народная линия».

О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург

Для православных верующих 2018 год является особенным: минуло сто лет со дня убиения нашего монарха, Божьего помазанника Царя Николая II и его семьи. Этому трагическому событию посвящено большое количество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. Но отдельного развёрнутого исследования последнего маршрута пересылки Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург до настоящего времени не было проведено. Данная статья поможет восполнить этот пробел в жизнеописании Царской семьи.

От автора:

 

Известно, что из Тобольска Царская семья была доставлена в Екатеринбург 30 апреля 1918 года комиссаром В.В. Яковлевым, выполнявшим секретное поручение Совнаркома и ВЦИК. В публикациях в описании маршрута пересылки Романовых зачастую содержатся противоречивые сведения. Одни пишут, что перевозка Царской семьи была непродуманной и авантюрной, так как Яковлеву пришлось на ходу менять маршрут движения поезда, другие ограничились указанием только исходной и конечной точек пути. Все эти разночтения в основном можно объяснить отсутствием доступа к архивным документам по данной теме. Но в настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону благодаря появлению нового сайта Государственного архива Российской Федерации, полностью посвященного теме истории убийства Царской семьи. Вопросу перевода Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург и миссии комиссара Яковлева на сайте отведён особый тематический раздел. Сайт содержит электронные копии уникальных документов из разных государственных и ведомственных архивов Российской Федерации, архивных фондов и частных зарубежных собраний. На основе этих документов, в частности, дневников Государя Николая II и Государыни Александры Феодоровны, а также малоизвестных публикаций региональных историков и краеведов воссоздан последний путь Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Весь путь их перевозки можно проследить по карте-схеме, на которой указаны основные населённые пункты, где они останавливались и меняли маршрут.

Какие же события предшествовали этому? Гражданская война и переговоры с Германией, завершившиеся подписанием 3 марта 1918 года сепаратного «Брестского мира», активизировали действия большевиков в вопросе решения дальнейшей судьбы Царской семьи, находившейся на тот момент под арестом в Тобольске. Ключевая роль в организации перевозки Романовых на Урал и последующего их убийства принадлежит председателю Всероссийского центрального исполнительного комитета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов Я.М. Свердлову. Его негласно считают вторым после В.И. Ленина человеком в большевистском руководстве. В качестве исполнителя по доставке в Екатеринбург Царской семьи Свердлов избрал профессионального боевика и революционера Василия Васильевича Яковлева (К.А. Мячина), которого он хорошо знал. Для выполнения данного поручения Яковлева наделили полномочиями чрезвычайного комиссара ВЦИК. Ему выдали значительную сумму денег, а нарком путей сообщения выделил специальный поезд. В Уфимской губернии, куда Яковлев прибыл из Москвы (и откуда был родом), он лично отобрал себе помощников и членов вооружённого отряда из числа проверенных боевиков – рабочих Симского завода. Операция была хорошо продумана и законспирирована, её цели знал ограниченный круг большевиков. Для постоянных контактов с Москвой Яковлева сопровождал личный секретарь-телеграфист. Все телеграфные и телефонные переговоры проводились с использованием зашифрованных фраз, так, для условного обозначения Царской семьи использовались слова «груз», «багаж».

Одним из первых исследователей, которому довелось поработать ещё в советское время с архивными записями телеграфных и телефонных переговоров Яковлева со Свердловым и другими причастными к проведению этой «миссии» лицами, был известный историк Г.З. Иоффе. Своё мнение по данному важному вопросу он сформулировал в ответах на вопросы читателей: «Долгое время “омский манёвр” Яковлева представлялся малообъяснимым, во всяком случае, самовольным. Но обнаруженные в архиве документы (ленты переговоров Яковлева с Я.М. Свердловым и Свердлова с уральцами) проливают некоторый свет на этот драматический эпизод. Из них следует, что Яковлев совершил свой “манёвр” с санкции Я.М. Свердлова, которому сначала из Тюмени, а потом и из Омска сообщал о препятствиях, чинимых ему уральцами, и о своих опасениях по поводу безопасности бывшего царя и членов его семьи – главной задачи, поставленной перед ним Я.М. Свердловым. Они не должны были стать жертвой какого-либо насилия, самосуда или попасть в руки контрреволюции»[1].

В настоящее время ещё более определенно о цели этой операции высказался российский историк П. В.Мультатули, считающийся одним из самых авторитетных знатоков «Царской темы». В одной из своих книг он посвятил целую главу «миссии комиссара Яковлева». Анализируя архивные документы, он делает вывод: «Нет никаких сомнений, что командиры и бойцы уральских отрядов были дезинформированы об истинных целях Яковлева. В этой дезинформации принимали участие Свердлов, Голощёкин, Дидковский и сам Яковлев. Зачем это было сделано? Действия “самостоятельных” уральских отрядов должны были “заставить” Яковлева, который официально вёз Государя в Москву, “изменить” свой план и доставить его в Екатеринбург. После этого Свердлов мог сказать тем, кто хотел доставить Царя в Москву, что из-за революционной анархии выполнить их задание не удалось и что Император задержан в Екатеринбурге»[2].

Часть первая.

В Тобольске

 

Панорамный вид верхней части Тобольска с железной дороги от станции Сузгун, справа на холме – Тобольский кремль, ноябрь 2014 г. Фото автора.

В Тобольск комиссар Яковлев прибыл 22 апреля 1918 года. Первым делом он наладил контакт с местными большевиками и командирами вооружённых отрядов из Омска и Екатеринбурга, прибывших в Тобольск несколько ранее и также претендующих на обладание семьёй Романовых. Пользуясь правами чрезвычайного комиссара, Яковлев действовал умело и решительно. На первом же организованном им собрании заявил, что все отряды переходят в его подчинение. Команде охраны семьи Романовых было обещана выдача денежного довольствия, не получаемого караулом со времён правления Керенского. На следующий день он познакомился с Государем Николаем II и членами его семьи. О точном маршруте в известность он никого не ставил, но умело дезинформировал широкий круг людей намёками на то, что Царя повезут в Москву. Угрозой возможной расправы Яковлев вынудил Николая II согласиться на переезд. В связи с обострением болезни Цесаревича Алексея, с одобрения Москвы было решено перевозку членов семьи Романовых производить раздельно – в два этапа.

С Государем Николаем II первым рейсом выехали Государыня Александра Феодоровна с дочерью Великой княжной Марией Николаевной[3]. Из придворных и слуг их сопровождали: гофмаршал В.В. Долгоруков (в записках Царской четы – Валя), семейный врач Романовых лейб-медик Е.С. Боткин[4], камердинер Т.И. Чемодуров, лакей И.И. Седнев и комнатная девушка (служанка) А.С. Демидова (в дневниках Царской четы – Нюта).

Тобольск, нач. XX в. Спереди – 2-х этажный Губернаторский дом (дом Свободы), на заднем плане – Церковь Святых Захарии и Елизаветы. Фото Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.

Тобольск, май 2018г. Спереди – Губернаторский дом (сейчас – музей семьи Императора Николая II), на заднем плане – Церковь Святых Захарии и Елизаветы. Фото автора.

В то время между Тобольском и Тюменью железной дороги не было, пользовались речным и гужевым транспортом. Яковлев, следуя инструкции Свердлова о том, что он «миссию должен выполнить чрезвычайно быстро»[5], не стал дожидаться вскрытия рек ото льда. С помощью Тобольского совета оперативно собрали конный поезд из простых повозок, лишь для Государыни нашли крытый тарантас. Всё удобство такого примитивного транспорта заключалось в охапке соломы на повозке, а в тарантас Государыни постелили вдобавок обычный спальный матрас. По пути следования Яковлев заранее разослал небольшие отряды разведки и организовал в населённых пунктах своевременную перепряжку лошадей. Отбытие конного поезда Яковлев назначил на утро 26 апреля.

В указанный день, ещё затемно «подводы конного поезда по требованию Исполкома Тобольска начали концентрироваться около женской гимназии <…>. На рассвете во двор дома “Свободы” было подано до 7 пар для отъезжающих заключённых. Подводы с охраной находились во дворе другого дома. <…> Выехав со двора, соединились по плану с охраной в несколько пар с пулемётами и верховыми…»[6].

Тобольск, нач. XX в. Вид на Александровскую часовню и Губернаторский дом, на заднем плане – Тобольский кремль. Фото Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.

Тобольск, май 2018г. – Александровская часовня, на втором плане – по центру Губернаторский дом, вдали на холме Тобольский кремль. Фото автора.

Что важно, отъезд Царской семьи из Тобольска был отмечен местной газетой, где в рубрике «Городская хроника» была опубликована краткая заметка:

«В 2 часа утра 13(26) апреля увезли из Тобольска Николая Романова.

Отъезд этот, благодаря раннему времени увоза, прошёл в Тобольске совершенно незамеченным, – уже потом узнали некоторые подробности.

Впереди, говорят, на первой тройке везли пулемет, на второй тройке сидели конвоиры, на третьей Николай Романов вместе с Яковлевым, командированным сюда для увоза, на четвёртой тройке ехали бывшая царица с доктором Боткиным, за ними бывшая великая княжна Мария с какой-то фрейлиной и ещё одна тройка с конвоем. Из города поезд выехал с конным конвоем верхами, всех попадавшихся навстречу заставляли съезжать с почтовой дороги на просёлки» [7].

Окрестности Тобольска, конец XIX в. Чувашский мыс на р. Иртыш. Фотография Ф. Ляхмайера. Фото Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.

Окраина Тобольска возле «старого перевоза» у Чувашского мыса. Слева видны емкости нефтебазы (сейчас не существует). Вдали слева виден Тобольский кремль. Фото Георгия Новикова с вертолета, начало 1980-х г.

Следует пояснить, что в то время зимний выезд на Тюмень проходил по другой дороге, нежели сейчас. Из центра нижней части города нужно было ехать по улице Большая Архангельская (в настоящее время – улица Ленина) до слободы Подчувашинская, что вблизи Подчувашского, или Чувашского мыса[8]. В этом месте вплоть до 1980-х годов была паромная переправа (летняя) и ледовая переправа (зимняя) через реку Иртыш – «старый перевоз». В начале ХХ века в летнее время пользовались речным транспортом, городская плавучая пристань – дебаркадер – существует до настоящего времени и находится на берегу Иртыша, почти напротив Губернаторского дома.

План губернского города Тобольска 1860 год (фрагмент с указанием маршрута выезда Царской семьи 13 / 26 апреля 1918 г.).

Путь от Тобольска до Тюмени

 

Передвижение конного поезда от Тобольска до Тюмени достаточно подробно изложено в дневниках Царской четы: Государя Николая II[9] – (Н II) и Государыни Александры Фёдоровны[10] – (А.Ф.). Приведём выдержки, касающиеся маршрута; для удобства чтения записи дневников они приведены в хронологическом порядке, с небольшими сокращениями, в скобках примечания автора, даты даны по старому и новому стилям (через наклонную черту):

13/26 апреля. Пятница.

Н II: «В 4 часа утра простились с дорогими детьми и сели в тарантасы: я с Яковлевым, Аликс (Царица Александра Феодоровна) с Марией, Валя с Боткиным. Из людей с нами поехали: Нюта Демидова, Чемодуров и Седнев, 8 стрелков и конный конвой (красной армии) в 10 чел. Погода была холодная с неприятным ветром, дорога очень тяжёлая и страшная тряска от подмёрзшей колеи. Переехали через Иртыш через довольно глубокую воду <…> сделав за первый день 130 вёрст. На ночлег приехали в с. Иевлево <…>».

А. Ф. : «После смены коней в 8 [часов] и в 12 [часов] останавливались в деревне и пили чай с нашей холодной закуской. Дорога просто ужасная, замёрзшая земля, грязь, снег, вода до живота лошадей. Жутко трясло, болит всё тело. После 4-й смены чека соскочила, и нам пришлось забираться в другую корзину. 5 раз меняли коней и пересели в другую корзинку. Остальные меняли экипажи каждый раз. В 8 [часов вечера] добрались до д[еревни] Иевлево, где мы провели ночь в доме, в котором раньше был деревенский магазин <…>. Легли спать в 10 [часов вечера], смертельно усталые, всё тело болит. Никто не говорит, куда мы направляемся из Тюмени, некоторые предполагают Москву <…>. По очереди каждый экипаж терял колесо, или что-то ещё сокрушительно ломалось».

Село Иевлево являлось серединой пути между Тобольском и Тюменью.

14/27 апреля. Суббота. (Праздник Лазарева суббота).

Н II: «Встали в 4 ч., т.к. должны были выехать в 5 ч., но вышла задержка <…>. Перешли через Тобол пешком по доскам, только у другого берега пришлось переехать саженей 10 (около 20 метров) на пароме. Познакомились с помощником Яковлева Гузаковым, который заведовал всей охраной пути до Тюмени. День настал отличный и очень тёплый, дорога стала мягче; но всё-таки трясло сильно, и я побаивался за Аликс. В открытых местах было очень пыльно, а в лесах грязно».

А. Ф.: «Прошла вечность, прежде чем отъехали, 7 1/4 [часа]. Ком[иссар] нервно суетится, бегает вокруг, телеграфирует. Прекрасная погода, дорога жуткая. Снова меняем лошадей, около 6 раз, наши кавалеристы чаще, оба дня  одни и те же люди».

Следующими пунктами остановок и смены лошадей, отмеченными Царской четой, стали родное село Григория Распутина – Покровское и село Борки[11]

Село Покровское, 1960-ые г. Дом Г.Е. Распутина. Фото Тюменского музейного комплекса им. И.Я. Словцова.

Село Покровское, май 2018 г. Дом Григория Распутина, слева памятный камень с надписью об остановки Царской четы во время их следования из Тобольска в Тюмень. Воссоздан супругами Смирновыми, используется как частный дом-музей Г.Е. Распутина. Фото автора.

Н II: «<…> в с. Покровское была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория, и видели всю его семью, глядевшую в окна».

А. Ф.: «Около 12 [часов] приехали в [село] Покровское, сменили лошадей. Долго стояли перед домом нашего Друга. Видели его семью и друзей, выглядывающих из окна».

Н II: «Последняя перепряжка была в с. Борки (в 35 км не доезжая Тюмени). Тут у Е.С. Ботк[ина] сделались сильные почечные боли, его уложили в дом на полтора часа, и затем отправили вперёд не торопясь <…>.

Последний перегон сделали медленно и со всеми мерами военных предосторожностей. Прибыли в Тюмень в 9 1/4 [21 час. 15 мин. времени], при красивой луне с целым эскадроном, окружившим наши повозки при въезде в город. Приятно было попасть в поезд, хотя и не очень чистый. <…> Легли спать в 10 час. не раздеваясь <…>».

В дневнике А.Ф. указывается, что в пути были ещё другие перепряжки лошадей и вынужденные остановки, но названия этих сёл не указаны.

А.Ф.: «Когда наступила темнота, колокольчики наших троек связали <…>. Мчались с бешеной скоростью. При подходе к Тюмени эскадрон кавалеристов образовал вокруг нас цепь и сопровождал до станции, пересекли реку [Туру] по передвижному мосту, 3 версты ехали по тёмному городу. В полночь сели в поезд». Таким образом, конный поезд за два неполных дня преодолел путь в 257 вёрст [274 км][12].

Карта-схема последнего пути Императорской четы с Великой княжной Марией Николаевной из Тобольска в Екатеринбург.

Продолжение следует.

 


[1] Иоффе Г. За последней чертой. Вымыслы и правда о конце династии Романовых // Переписка на исторические темы: Диалог ведет читатель. – М.: Политиздат, 1989. – С. 83.

[2] Мультатули П.В. Крестный путь Царской семьи. Екатеринбургская голгофа. – М.: Вече, 2013. – С. 215.

[3] Оставшиеся в Тобольске дети Императора Николая II – Цесаревич Алексей и три Великие княжны: Татьяна, Ольга, Анастасия и ещё 26 верноподданных были вывезены через месяц, 20 мая.

[4] 3 февраля 2016 года на Архиерейском соборе РПЦ Е. Боткин был прославлен в лике святых как праведный страстотерпец Евгений, врач.

[5] Воспоминания В.В. Яковлева (Стоянович-Мячин, «Антон») «Перевозка Николая Романова из Тобольска в Екатеринбург». (ГАРФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 31. Лл. 26-73, 75-81 об.).

[6] Записка об отъезде части семьи Романовых из Тобольска. (ГАРФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 33. Лл. 75, 78).

[7] Сибирский листок. 1918. 17 (30) апреля. № 40. (Госархив в г. Тобольске. Ф. Г-1. Оп. 1. Д. 810. Л. 112 об.).

[8] Историк П.А. Словцов утверждает, что «чувашей не было видно в сибирской истории», и поэтому название местности «под чуваши» следует понимать как обозначение данной местности в переводе от остяцкого (старое название местного угорского народа ханты) – «селение прибрежное» 

[9] Из дневника Николая II от 14 (27) марта – 16 (29) апреля 1918 г. (ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 266. Лл. 71-92).

[10] Последние дневники императрицы Александры Фёдоровны Романовой: Февраль 1917 г. – 16 июля 1918 г. / Сост., ред., предисл., введ. и коммент. В.А. Козлова и В.М. Хрусталёва. – Новосибирск, 1999. (URL: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=12457).

[11] Современная автотрасса Тобольск-Тюмень пролегает несколько в стороне от указанных населённых пунктов. Так, село Иевлево сейчас находится в 3 км от неё, село Покровское – около 1 км.

[12] Список населённых мест Тобольской губернии. Издание Тобольского губернского статистического комитета. – Тобольск, 1912. – С. 24.