По благословению Его Высокопреосвященства, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, в юбилейный год со дня подвига Царственных страстотерпцев реализован проект по благоукрашению Храма-Памятника на Крови.
Храм на Крови – действующий православный храм, построенный в городе Екатеринбурге на месте дома Ипатьева, в котором содержались под арестом и погибли в ночь на 17 июля 1918 года последний российский император Николай II, его семья и четверо слуг.
В память о подвиге страстотерпцев в верхнем храме написаны сюжеты из жизни государя и его семьи. Кропотливую работу над ними проделала московский художник-портретист и пейзажист Мария Вишняк, а также двое ее детей – Иван и Ника Соколовы.
По ее мнению, митрополит Кирилл обозначил очень важную веху в истории церковной живописи, потому что людям, которые впервые посещают этот храм, или которые уже знакомы с историей Царской семьи, ее трагическим концом, очень важно увидеть не просто благополучное изображение на иконе, а главные точки их жизни: то, что составляло ядро Царской семьи и главный смысл их жизни.
Мария изобразила ключевые события, связанные с Царской семьей, в шести композициях: миропомазание, перенесение мощей преподобного Серафима Саровского, государь на войне, императорский госпиталь в Царском селе, древо Романовых, последняя молитва.
Первые эскизы были тщательно проработаны и выбраны художником вместе с митрополитом Кириллом.
Интересно, что за основу первого сюжета – миропомазание Николая II на царство в мае 1896 года – взята композиция русского художника Валентина Серова, но с изображением других участников.
— Я дерзновенно включила в эту праздничную толпу всех алапаевских мучеников, потому что, мне кажется, это очень важно и для нас с вами и для наших детей, чтобы самые достойные люди оставались в истории, оставались на стенах храма, — отметил художник. — Иначе представлен и сам процесс: митрополит Палладий еще не совершил своего священного действия. Я специально сделала некую остановку времени, чтобы показать этот миг напряжения, когда ответственность за многомиллионную страну ложится на плечи одного человека. И напряжение самого государя, и всех, кто ожидает, и государыня-мать Мария Феодоровна, которая уже знает этот тяжелый крест несения на своих плечах ответственности за многих и многих людей.
Изображая вторую композицию, по благословению митрополита Кирилла художником была написана сцена перенесения мощей преподобного Серафима Саровского с изображением не тех людей, которые сопровождали гроб с мощами, а разных народов России. Также здесь сделан акцент на детях, что идут впереди перед мощами: в сюжете юные алтарники несут свечи, а девочки разбрасывают собранные полевые цветы.
— Эта работа, в отличие от предыдущих, решена в более ярких цветах, потому что это народное собрание, это такая всенародная любовь к преподобному тогда и в последующие годы, — подчеркнула Мария Вишняк.
Во всех последующих композициях, по словам художника, есть определенные отличия от истинных исторических моментов. Это сделано с целью более гармоничного исполнения и отражения тех моментов, на которые действительно стоит обратить более глубокое внимание.
Так, например, в сюжете «Государь на войне» изображены те люди, кто до конца остались верны правителю. На это некое отступление от фактических данных было благословение правящего архиерея.
А вот для композиции «Царскосельский госпиталь» взята из жизни Царской семьи абсолютно реальная сцена. Как рассказала Мария Вишняк, композиция дольше других решалась по исполнению, поскольку не было выстроенного сюжета.
— Если в других композициях есть смысловой центр, то здесь тоже нужно было его обозначить, – говорит художник. – Я прочитала письма государыни и всю историю нежной любви Великой княжны Татьяны и Дмитрия Маламы. Эта любовь родилась, когда Дмитрий Яковлевич Малама поступил в Царскосельский госпиталь с тяжелым ранением ноги. Композиционный центр этой работы составляет соприкосновение пальцев (царевны и Дмитрия).
Этот момент настолько тонко и искусно изображен, что, увидев это соприкосновение и прочувствовав то соприкасание, какие-то теплые чувства проникают в душу, отмечают очевидцы, наблюдавшие эту композицию вблизи.
Особенно важной в этом проекте для художника стала композиция «Последняя молитва» в доме Ипатьева, которая была совершена 14 июля 1918 года.
Художница рассказала, что постаралась максимально портретно приблизить и Царскую семью, и сопровождавших и не предавших их четверых слуг.
— Естественно, это время, когда уже Царская семья потеряла во всех переездах свои красивые и важные вещи, оставаясь в совершенно скромнейших одеяниях, — поведал художник-портретист. — И, как вы знаете, девочки переболели тифом, они были с короткими волосами к тому времени. Но для нас с вами Царская семья должна остаться царственной, какой они были и жили. Поэтому здесь они изображены в Царских одеждах, таких, в каких они бывали еще в Царском Селе.
Главное действующее лицо на этой картине – свет. Мария отметила, что свет, который уже идет из окна — свет Нетварный, который вбирает всю семью с их верными слугами.
Желание Марии Вишняк изобразить вклад в историю мира нашей России за отрезок времени с 1613 по 1918 годы воплотилось в композиции «Древо Романовых». Чтобы древо получилось максимально праздничным, художник написал портреты на цветущем русском древе – яблоне.
По словам живописца, было желание сделать все так, чтобы не оставить людей равнодушными, чтобы им захотелось увидеть, глубже прочитать, узнать о истинной жизни этой святой семьи.
Все композиции написаны в живописном стиле, поэтому в довершение проекта Мария Вишняк решила сделать акцент на уральской земле и подчеркнуть это, заполнив свободное пространство орнаментом с изображением васильков, а также с использованием уральских камней в качестве декора: это лазурит, яшмы, агат, яхонт и другие.
Напомним, что по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла к 100-летию подвига святых Царственных страстотерпцев в храме проводились работы по росписи храмовой и алтарной частей. Над проектами трудились три команды художников и иконописцев из России и Белоруссии.
Смотрит также: