По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
8 июля 14:50
«Здоровая семья делает здоровым государство»: иерей Даниил Рябинин о любви и Дне семьи

О христианской любви и очень важном для нас примере – семье государя Николая Александровича рассуждает в День семьи, любви и верности руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин, автор бесед и наставлений на сайте Екатеринбургской епархии.

8 июля в очередной раз, на государственном уровне отмечается праздник – День семьи, любви и верности. По церковному календарю – это память святых Петра и Февронии. А 17 июля мы будем вспоминать еще одну семью, пример жизни и смерти которой для современности и будущих поколений, на наш христианский взгляд, очень важен.

В семейной жизни как одном из исполнений человеческой радости, счастья и добра, ключевое и основополагающее место, как раз и занимает – любовь. Но для начала отметим, что согласно Священному Писанию, одиночество человека – было первой формулировкой того, что «не хорошо». «Не хорошо человеку быть одному» - говорит Бог, и так появляется для мужчины его дорогая жена, избавляя его самой собой от этой «нехорошести». Насколько тесными и родными были отношения первых людей, говорят сами за себя слова мужчины, которыми он воспринял появление дорогой супруги в своей жизни: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей»! Очевидно, что если бы Моисей, который записывал этот текст, был бы не евреем, а русским, он мог бы привести, скорее всего, такую формулировку: «Кровинушка ты моя»! Такие нежные и искренние слова будут многократно звучать в Библии, когда речь будет заходить о характеристике семьи и семейной жизни.

Священное Писание христиан во многих примерах воспевает и восхваляет ценности семейных отношений, семейную заботу, как супругов друг о друге, так и отношения отцов и детей, братьев и сестер между собой, дальних и ближних родственников, и даже жизнь народа мыслится как семейная, родственная жизнь людей – единого происхождения.

То же можно сказать и о жизни Церкви: отношения души и Бога формулируются Священным Писанием как брак. Отношения Христа и Церкви – где Церковь называется Невестой Нового Адама – это тоже отражение семейных же отношений.

И всегда, безусловно, фундаментом, основой, содержанием и одухотворением живой семейной жизни может являться только любовь. Та добродетель, которая для христиан православной традиции ассоциируется, прежде всего, с жертвенностью: способностью не брать и употреблять, а дарить и служить. Свободно, ответственно и постоянно. Если в семье есть любовь между двумя, то будет и мир, и благоденствие, и место для трех, и четырех, и пяти, потому что плоды любви – радость и счастье, а любой человек естественным образом стремится в своей земной, а если он еще и религиозный – то и в Небесной жизни, к счастью. Христиане понимают счастье как реализованную и реализуемую любовь, которая может помочь не только спастись в духовном смысле слова, но и поддерживать сиюминутную жизнь человека в разнообразных искушениях.

Что, к примеру, осталось в жизни у императора Николая Александровича после того, как он пережил предательство друзей и подданных, низкую и злобную клевету, гонения и унижения от узурпаторов? Только любовь семьи, супруги и его детей, которой они жили до самых страшных дней своей зверской казни с последующим уничтожением даже тел этих глубоко порядочных, исполненных достоинства, внутренней красоты и силы людей. Если взглянуть на семейную жизнь одной лишь этой семьи, можно сразу обнаружить, что именно любовь была ее главным отличительным признаком. Это то богатство, от которого самый богатый человек России не смог отказаться тогда, когда всем остальным свои достоянием он легко пожертвовал, надеясь, что алчные люди им насытятся. Из богатства семейной любви он всю свою жизнь старался приумножать богатства страны, потому, что от избытка этого духовного совершенства рождается творческая сила для любого позитивного преображения того, что вокруг. Так здоровая семья делает и государство здоровым, и наоборот.

В эти собственно семейные дни, каждый может поразмышлять о смысле своих семенных отношений и если необходимо - сдуть пепел повседневных грехов и обид со своего очага любви и честно признаться друг другу: «Я очень тебя люблю!»