Участниками форума, посвященного сохранению исторического наследия Николая II, стали приглашенные эксперты из Болгарии и Сербии — старший научный сотрудник Болгарской академии наук доктор наук Георги Димов и преподаватель философского факультета Белградского государственного университета Никола Танасич, выступления которых были посвящены внешнеэкономической политике государя-императора.
Георги Димов рассказал участникам и гостям форума о Балканской политике императора Николая II во втором десятилетии XX века.
Он отметил, что после Берлинского договора появились недоверие, зависть и вражда между государствами на Балканском полуострове. Положение христианского населения в Македонии сблизило балканские страны. Идея общего фронта против Османской империи уже существовала в умах греческих, сербских и болгарских государственных деятелей.
— В 1908 году цель императора Николая II состояла в том, чтобы помирить и объединить балканские славянские государства в военно-политический блок, что позволило бы России серьезно влиять на политику Австро-Венгрии и Германии в регионе, — подчеркнул Георги Димов.
Затем слово взял Никола Танасич, который рассказал о месте и роли императора Николая II в мифотворческом сознании сербского народа:
— Личность императора Николая II занимает весьма важное, если не центральное место в сербском понимании русско-сербской дружбы. Уважение сербской общественности к императору обосновано, в частности, на исторических фактах, а в первую очередь, на роли, которую государь России сыграл на балканском фронте Первой мировой войны. Однако эта картина расширяется и дополняется в мифотворческом сознании сербов, которое играет центральную роль в формировании национального отношения к происшествиям прошлого.
Докладчик отметил, что объявление Австро-Венгрии императором Николаем и помощь сербской армии внесли решающий вклад не только в дело конечной победы Сербии на балканском фронте, а в её физическое спасение от полноценного уничтожения.
— Если к этому добавить мученическую смерть Царской семьи в 1918 году и сильное влияние русских белых эмигрантов на культуру Королевства Югославии — не сюрприз, что император Николай II стал одной из самых любимых и уважаемых иностранных исторических личностей среди сербов, — добавил ученый.
— Тем не менее, почтение Царя-мученика среди сербов превосходит уважение к союзнику и покровителю, так как много других государственных деятелей и вождей в мире помогали сербскому народу, но не имеют такое место в национальном сознании. Чтобы понять отношение сербов к императору, необходимо понимать сербский национальный миф и народную эпику, на которой формировано сознание современного сербского народа, — отметил выступающий.
Никола Танасич пояснил, что центральное место в национальном эпосе сербов занимает цикл мифов вокруг Косовской битвы 1389 года, главным персонажем которого является сербский князь Лазарь Хребелянович, погибший в сражении с османской армией на Косовом поле. В народном сознании князь Лазарь является единственным сербским владельцем, который называется царём. В сербских поговорках и традиции царь Лазарь считается государем и судьёй так называемой «Небесной Сербии».
— В перспективе трагедии Российской Империи и гибели Царской семьи в сербском мифотворческом сознании решение императора войти в войну с Германией и Австро-Венгрией, зная, что его армия и государство к такой войне не готовы, а только чтобы спасти от полного уничтожения братский сербский народ, воспринимается как акт сознательной жертвы, как рыцарский шаг и как пример моральности во внешней политике, которая соответствует императивам сербской «косовской этики». Святой царь-мученик Николай в народном сознании таким образом стал наследником святого царя-мученика Лазаря, а жертва императорской семьи стала залогом вечной русско-сербской дружбы. Эта интерпретация событий времён Первой мировой войны и Октябрьской революции оказала огромное влияние на русско-сербские отношения за последних сто лет, и до сих пор играет важную роль для правильного понимания отношений двух народов, — заключил Никола Танасич.
В ходе общения с представителями СМИ, которое состоялось по завершении форума, оба спикера отметили важность и особое значение прошедшего мероприятия для совремсенной российской истории. Болгарский ученый также подчеркнул, что он очень рад, что в России, в Екатеринбурге возрождаются традиции празднования Дня рождения Николая II.
Напомним, форум «Царский» — общественный форум по сохранению наследия государя Николая II — состоялся 18 мая, в канун 150-летия со дня рождения последнего российского императора, в Екатеринбурге. Форум собрал историков, философов, богословов, общественных деятелей с разных регионов страны и зарубежных докладчиков. Спикеры в своих выступлениях затронули многие вопросы, связанные с восстановлением и сохранением исторической памяти о государе императоре.
Смотрите также:
В Екатеринбургской епархии планируется установить бюст Николая II
Историк Петр Мультатули: «Государь проиграл здесь, в бренном мире, но победил в Вечности»
Спикеры из Санкт-Петербурга поддержали работу форума, посвященного Николаю II