По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

4 апреля 2018

«Любим ли мы Бога и святую Русь так, как должно было бы любить?»: слово митрополита Кирилла в Великую среду

О вере и предательстве в Евангелии и в нашей жизни, о необходимости подчинять свою жизнь воле Божией сказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в Великую среду за Литургией Преждеосвященных Даров в монастыре Царственных страстотерпцев.

– Ваше преосвященство, пречестные отцы, дорогие братия и сестры, только что мы совершили последнюю в этом году молитву с поклонами преподобного Ефрема Сирина. Это молитва, которая читается только Великим постом, на самом деле, должна вместе с другой молитвой «Господи, помилуй!» читаться и жить в нашем сердце всю нашу жизнь. И сегодня, в Великую среду, в день, когда один из ближайших учеников предал своего Учителя, нашего Господа и Спасителя, мы находимся здесь, потому что именно здесь последняя точка земного пребывания святых Царственных страстотерпцев как образа Царя Небесного, который тоже был предан своим народом.

И когда мы говорим о том, что Николая II убили другие люди, то мы забываем о том, что прежде, чем его убить, от него отказался русский народ. И это не что иное, как предательство по отношению к своему Царю, помазаннику Божиему. И все страдания, которые мы претерпели за последующие сто лет и до сегодняшнего времени – в определенном смысле это печать гнева Божиего на нашем народе за эту измену, за это предательство.

Но что важно в нашей жизни? Ведь апостол Пётр тоже отказался от Христа прилюдно и не один раз, но вернувшись к Нему, раскаялся, горько оплакав свою измену, свое предательство, отказ от своего Учителя. Разве мы слышим когда-нибудь в Евангелие, чтобы Христос упрекнул его в этом? Все Евангельские чтения мы не слышим от Христа Воскресшего ни одного упрека в сторону того, кто был его другом на этой земле, кто был ему очень близок. Единственный вопрос, который задает Господь наш Иисус Христос своему ученику после предательства, после своей крестной смерти, после Воскресения: «Любишь ли ты меня?». 

И вот сегодня, сопоставляя нашу человеческую жизнь с образом Христа, с образом нашей церковной жизни, мы тоже должны дать себе ответ на вопрос: «Любим ли мы Бога и любим ли мы святую Русь и Царя, преданного нашим народом, так, как должно было бы любить?». И если мы отвечаем на этот вопрос утвердительно, то тогда у нас есть надежда и упование на Жизнь вечную. А если для нас все-таки самым главным в жизни является что-то свое, личное, именно только свое, не церковное, не связанное со Христом, не связанное с Родиной, не связанное с народом, не связанное с Церковью – что-то такое, что является для нас гораздо более важным и существенным, то тогда – где наше место и в этой жизни, и после этой жизни? Каждый может свой ответ дать на этот вопрос самостоятельно… 

Поэтому в этот день мы хотим свидетельствовать о том, что мы с Богом, и как бы мы от него по жизни ни отворачивались, какие бы действия, направленные на услаждение своей греховной души, ни предпринимали, все-таки мы – Божии люди и стараемся быть Божиими людьми. И мы молимся Богу, чтобы Господь простил нам прегрешения, чтобы Он не отвернулся от нас в день своего Страшного Суда, а чтобы презрел на молитвы Церкви, на скорбь нашего сердца, на то, что мы хотели бы делать доброе, но так или иначе не делали и не сделали этого в жизни. И, может быть, хоть в последний момент нашего земного бытия, Господь даст нам возможность искупить свою собственную вину перед Ним, перед нашим вечным Царем, Небесным Царем, перед нашим Господом, перед нашим Искупителем; даст возможность сделать что-то, что было оправданием в его Божественных очах, чтобы мы могли войти в Царство Небесное.

Два человека, которые сегодня приводятся в пример: один, который все время земной проповеди Господа нашего Иисуса Христа был с ним и в последний момент отказался от него. И другой человек, который в то время, когда Господь проповедовал, учил, исцелял, все делая для того, чтобы народ вернуть к Божией воле, тот человек вел греховную жизнь, живя в разврате, но, осознав это, открыл свое сердце Господу. Видимо, сердце то было готово; тело было грешное, а душа стремилась к Богу. И в тот момент, в который нужно было, этот человек, эта женщина открывает свое сердце для встречи со Христом и совершает то действие, о котором сегодня говорит все Евангелие – это противопоставление грешного по жизни человека, который смог исправиться, открыть свою душу Богу, и человека, который, все время находясь под взором Спасителя, находясь в ореоле и в лучах его Божественной славы, видя  его исцеление, видя воскрешение, видя то, что другие не могли видеть – в последний момент, из-за своей внутренней личной корысти оставляет своего Учителя, пренебрегая этим даром Божественным, который был ему дан.

Эти два образа для нас сегодня являются таким противопоставлением нашей с вами жизни. Вообще, в жизни многое изменилось, но суть осталась прежней. Эта суть заключается в том, что человек избирает в своей жизни, является ли Бог смыслом его существования здесь или для него является нечто личное, комфортное,  то, что может противопоставить себя воле Божией. Поэтому да не будет так. Пусть наша воля человеческая всегда будет склонена перед волей Божией. Если мы по-человечески что-то пытаемся из себя сделать, представить, понять, пусть наша человеческая гордыня смирится сегодня перед великим смирением Сына Божия, который пришел в этот мир посреди людей таким же, как и мы. Он жил в этом мире, Он ходил по этой земле  – для чего? Для того чтобы человека возвысить и поднять его до Царства Небесного, вернуть его в это Небесное Царство. 

Пусть никогда наше сердце не будет закрыто для воли Божией, а мы всегда будем помнить эти великие примеры покаяния некоторых грешников, с одной стороны, и падение неких других людей, которые были окружены святостью, с другой стороны. Нет нигде никаких гарантий. Гарантия есть только тогда, когда человек смиряет свое сердце и свою жизнь, когда он стремится быть похожим, становится похожим на Бога в кротости и смирении, тогда есть надежда на это исправление. А когда человек живет в своей собственной гордыне и когда человек собственное мнение ставит выше мнения святой Церкви, мнения святого Евангелия, мнения тех, кто старше его, мудрее его и опытнее его –  тогда, конечно, есть большие вопросы к нашей жизни.

Дорогие братья и сестры, смиренно прошу у всех вас прощения, молитв особенно на предстоящее время этих страстных дней, дней подвига нашего Спасителя, которому мы должны сопереживать. 

 

Смотрите также:

Митрополит Кирилл и епископ Алексий совершили Литургию Преждеосвященных Даров в монастыре Царственных страстотерпцев

«На каждый день своей жизни мы должны смотреть с христианской точки зрения»: слово митрополита Кирилла в Великий вторник