О «Лествице» как «шедевре современного прорывного психоанализа», но при это глубокой религиозной книге об опытной духовной жизни рассуждает в очередном своем Великопостном наставлении в неделю преподобного Иоанна Лествичника руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.
— Мало-помалу, а Великий пост, как говорят студенты, перевалил «экватор» и венчает эту середину воскресный день, посвященный памяти святого Иоанна Лествичника. Кстати, памятное сооружение именно этому святому известно каждому русскому, да и не русскому человеку, который был или видел изображение Московского Кремля с самым высоким Кремлевским строением – колокольней Ивана Великого. Этот Иван Великий — Великий князь Московский Иван Калита, который велел построить церковь в честь своего небесного покровителя Иоанна Лествичника, а в начале XVI века итальянец Бон Фрязин создал эту великолепную колокольню, увековечив имя Иоанна Лествичника в архитектуре самого известного в России ансамбля.
Сам этот удивительный святой, живший на рубеже VI — VII веков, византийского происхождения, всю жизнь провел в Египте в монастырях горы Синай и долгое время был настоятелем знаменитейшего Синайского монастыря, который сейчас называется монастырем Святой Екатерины. При жизни современники называли его «новым Моисеем», и Иоанн, безусловно, пользовался уважением за свою подвижническую жизнь.
Нам он известен не столько по жизнеописанию, сколько по книге, которую оставил после себя, с наименованием «Лествица» — отсюда, собственно, и его прозвание. Сейчас бы, в эпоху маркетинга и технологий сетевой рекламы, будь он каким-нибудь «модным» шоу-психологом, книгу бы рвали на «Озонах» и «Али-Экспрессах», как «шедевр современного прорывного психоанализа». Примерно такое же ее значение было и в мире православной аскетики последующих веков, поскольку «Лествица» стала своеобразной квинтэссенцией не только личного опыта преподобного Иоанна и его умозрительного Богообщения, но, в первую очередь, вобрала в себя опыт всей египетской аскетической традиции от Павла Фивейского, Антония Великого, Макария Египетского, Евагрия Понтийского и многих, многих других отцов, хорошо известных Церкви и совершенно не знакомых окружающему миру.
Сейчас люди, в буквальном смысле слова, стадами ходят по всяким псевдо-психологическим тренингам, посещая «оккультные расстановки», пытаясь разобраться в собственной жизни и себе, даже не задумываясь о том, что колоссальный опыт человеческой рефлексии и антропологии совершенно бесплатно хранит и готова раздать любому желающему Православная Церковь. И «золотым фондом» этого опыта, в том числе, как раз является и «Лествица» преподобного Иоанна.
Автор дает возможность каждому читающему познакомиться с самим собой, так как страсти, эмоции, комплексы носят универсальный характер, подлежат обобщению и систематизации, анализу и на каждую такую проблему имеют ряд практических рекомендаций. В духовной жизни главное – удержать душу от зла и сотворить блага для того, чтобы иметь радость Богообщения. Но и в повседневности человек хочет быть счастливым, то есть иметь ощущение устойчивой удовлетворенности своей жизнью. С точки зрения преподобного Иоанна, этому мешают грехи и их развитие – страсти, которые носят как субъективный — внутренний — характер, имея своей причиной слабую волю, первичную поврежденность и опыт дурных наклонностей, так и объективную – внешнюю – в виде прилогов, искушений и вообще действия в этом мире воле того персонажа, избавиться от которого мы просим в молитве «Отче наш». В «Лествице» можно узнать об иерархии страстей, последовательности и взаимодействии грехов, в конечном итоге, делающих человека несчастным, не реализованным в этой жизни, безвольным и зависимым неврастеником и личностью с явно выраженными психопатичными отклонениями, как бы сказали сейчас.
И такая же иерархия добродетелей, противостоящая страстям, изложена Иоанном, как лечение и преодоление душевной и духовной деформации. Как способ гармонизации личности человека и окружающего его пространства. Венец и итог этой «лестницы добродетелей» — достижение тотального счастья или «Царства Небесного», правда, с одной значимой для любого верующего человека оговоркой. Весь этот процесс становления происходит ради Бога, с Богом и при Его прямом содействии. Если угодно, это совместный труд человека, желающего освобождения, и Творца, содействующего этому освобождению. Поэтому, конечно, это не светская книга по психологии, а книга религиозная об опытной духовной жизни. Психологические моменты в ней – лишь составная часть, но, с нашей точки зрения, более адекватные, нежели тонны литературы на эту же тематику совершенно дурного вкуса.
Одним словом, Церковь, на этой седмице Великого поста, предлагает всем заглянуть с помощью богатства аскетического опыта Иоанна Лествичника в себя и сделать собственный мир, свою душу хоть немного свободнее и счастливее. Ведь скоро Пасха!
Смотрите также:
Великопостные беседы: «Крест как вольное страдание ради избавления»
Великопостные беседы: «Память Григория Паламы — непаханое поле для подвижничества»
О прославлении Бога: миссионерский отдел продолжает серию Великопостных бесед