По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
5 февраля 18:08
О причинах возникновения неоязыческих сект и их популярности шел разговор на семинаре «Диалог науки и религии»

В Екатеринбургской духовной семинарии прошел очередной семинар «Диалог науки и религии» на тему «Причины возникновения неоязыческих сект».

Организаторами традиционно выступили миссионерский отдел Екатеринбургской епархии совместно с Екатеринбургской духовной семинарией. Отметим, что семинар проводится пятый год, его участниками становятся ученые, в том числе естественники (физики, математики, биологи, медики), преподаватели вузов, священники, студенты. Организатор и бессменный руководитель семинара – Людмила Константиновна Конышева, кандидат биологических наук, доцент Екатеринбургской духовной семинарии.

Как отметили в епархиальном миссионерском отделе, семинар познакомил участников с неоязыческими течениями и причинами их популярности в России и других странах. Знания эти необходимы  христианину, во-первых, для того, чтобы уметь грамотно вести диалог с приверженцами и сочувствующими языческим культам, а также, чтобы самому не стать жертвой их проповеди. Не секрет, что зачастую грамотные люди, считающие себя образцовыми христианами, все же верят гороскопам и китайскому восточному календарю, верят в приметы, а иногда не прочь и поучаствовать в квазиязыческих обрядах, отмечают организаторы.

Основным докладчиком на семинаре выступил насельник Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря иеромонах Арефа (Кульбака). Отец Арефа – профессиональный историк, по светскому образованию – специалист по истории России, кроме того, закончил ПСТГУ по кафедре истории Русской Православной Церкви,  получив степень бакалавра богословия. 

Как пояснил отец Арефа, идеологи и последователи неоязычества, как правило, не скрывают современную природу своих учений, хотя и возводят их основы к традициям, корни которых якобы уходят в глубокую древность. Большая часть языческих новообразований возникает на почве идеологии современного оккультного движения «NewAge» («Новая эра»).

По сведениям британского Центра религиозно-социологических исследований, Россия на четвертом месте в Европе по числу язычников (первое место занимает Исландия, второе – Норвегия,  третье – Украина). Согласно статистическим данным фонда «Общественное мнение», собранным совместно с исследовательской службой «Среда» в рамках проекта «Арена» (Атлас религий и национальностей России), представленным 16 января 2013 года, язычниками себя назвали 1,5 % россиян. Лиц, активно участвующих в группировках и ритуалах, сравнительно мало – несколько тысяч человек. Однако лиц, сочувствующих неоязыческим культам, без серьезной мировоззренческой позиции, сотни тысяч человек.

Как рассказал докладчик, самый популярный вид неоязычества в России – это славянский нативизм (родноверие). Родноверы пытаются реконструировать дохристианские языческие верования древних славян на основе немногих и, чаще всего, недостоверных исторических сведений, а также собственных представлений, заимствуя идеи из учений и обрядов политеистических верований других народов и современного оккультизма. Кроме родноверия, отец Арефа назвал и описал еще несколько направлений неоязычества в нашей стране: экологическое языческое течение, националистическое течение, молодежная массовая культура, «авторские» неоязыческие культы («Звенящие кедры России»,  «Тропа Троянова», «Школа Щетинина», «бажовцы»), «целительские» культы.

Зачастую неоязыческое движение пополняется за счет патриотически настроенных людей, ищущих свою идентичность в условиях морального и экономического кризиса. Неоязыческие настроения распространены в cpeде спортивных болельщиков, сотрудников среднего звена силовых структур, среди заключенных. Нередко языческое движение в России организуется вокруг спортивных клубов единоборств. Есть свидетельства о наличии групп неоязычников в спецподразделениях «Альфа» и «Вымпел».

Далее отец Арефа коснулся основных причин распространения неоязычества, а также причин выбора неоязыческих культов вместо православия. Прежде всего, это интерес к национальной культуре в сочетании с поверхностным образованием. Националисты в поисках основы для политической деятельности вместо православия выбирают оккультизм, магию и «народное целительство». Крайне популярны в народе сообщения астрологов, советы «русских колдунов», «русских народных целителей». Зачастую выбор в пользу неоязычества обусловлен психологическими мотивами: человек не желает признать наличие в себе существенных нравственных недостатков. Большую роль в выборе играет слабость психической структуры личности человека, побуждающая его к бегству от реальности.

Современный человек вынужден жить в условиях урбанизации, отметил докладчик. Мегаполис провоцирует нездоровый образ жизни, неумение людей лично общаться друг с другом, отчуждение от природы. Эти факторы заставляют человека искать какие-либо противовесы. Отрицательно сказывается и угроза биологической деградации, распространение масскультуры, безнравственности, популяризация ценностей индивидуализма. Именно в роли противовеса недружественному окружению и выбирается неоязычесий культ.

Отец Арефа назвал возможные причины предпочтения неоязычества православию. Главная причина – это прерывание христианской традиции в недалеком советском атеистическом прошлом.

Но зачастую причиной отторжения православия является несогласие с некоторыми его положениями. Среди основных трудно приемлемых положений православной веры докладчик назвал следующие: нетерпимость и претензии на свою исключительность и истинность, замена справедливости милосердием, идея врожденной греховности человека и его принижение (человек – раб Божий), идея абсолютного добра и абсолютного зла (у неоязычников постулируется относительность этих понятий) и ряд других. Очевидно, что некоторые из этих положений возникают из-за незнания или неправильной трактовки христианских догматов. Весьма характерны для многих неоязыческих сообществ противопоставление своей этики христианским заповедям.

Доклад отца Арефы вызвал живой интерес, отметили в миссионерском отделе епархии. Было задано множество вопросов и в аудитории и за традиционным чаепитием. Заседание семинара длилось до девяти часов вечера. Участники семинара благодарили отца Арефу и высказывали надежду на будущие встречи с ним.

 

Смотрите также:

В поиске языка общения богословов и ученых прошел семинар «Диалог науки и религии»

О материальных доказательствах библейских событий шла речь на семинаре «Диалог науки и религии»

«Музыку генов» услышали участники семинара «Диалог науки и религии»

В Екатеринбургской духовной семинарии состоялся первый в новом учебном году семинар «Диалог науки и религии»

В сентябре начинает свою работу традиционный семинар «Диалог науки и религии»

Семинар «Диалог науки и религии» прошел в Екатеринбургской семинарии

О жизни и смерти от врача и богослова: в Миссионерском институте прошел семинар из цикла «Диалог науки и религии»

Семинар «Диалог науки и религии» прошел в Миссионерском институте