В мультимедийном историческом парке «Россия – Моя история. Свердловская область» в рамках встреч епархиального учебного-методического объединения состоялся семинар «Архитектура религиозных сооружений».
Традиционно в семинарах учебного-методического объединения участвуют педагоги общеобразовательных школ, помощники благочинных, руководители городских и районных методических объединений. Сотрудники Екатеринбургской епархии знакомят слушателей с иконописью, архитектурой, священными книгами, обрядами, нормами и законами религий.
Одна из этих тем и была рассмотрена в ходе прошедшего семинара. Лектор Дмитрий Борисович Осипов, преподаватель Уральского государственного горного университета, специалист сектора катехизации отдела религиозного образования и катехизации, рассказал об устройстве православного храма, его символике и уделил особое внимание развитию храмового зодчества.
Слушатели узнали, что идея православного храма восходит к тайной вечере Господа Иисуса Христа и учеников, воспроизведением которой является таинство евхаристии. Первоначально евхаристия совершалась в частных домах вокруг общего стола, в катакомбах. Когда при императоре Константине (1 половина IV века) происходит легитимизация христианства, евхаристия стала совершаться в базиликах — зданиях гражданского назначения, где происходили выборы, суды, народные собрания. Престол был помещен в алтарной части, в абсиде, которая была отделена от основной части храма алтарной перегородкой, из которой позднее вырос иконостас. В основу храмового зодчества на христианском Востоке и Западе легло устройство базилики. В VI веке при императоре Юстиниане в Византии формируется крестово-купольный тип храма: к прежней базиликальной структуре храма добавляется купол. В храмовой архитектуре совмещаются универсальные космические символы: круг, квадрат, крест. Это приводит к формированию нового смыслового уровня, храм начинает восприниматься как символ Вселенной, нового неба и земли, Царства Божия, будущего мира, преображенного Духом Святым. В этом грядущем мире собирается Церковь, новое человечество, чтобы совершить Трапезу Господню, приобщения вечной жизни.
Также лектор отметил, что понимание храма как символа Царства Божия определяет иконографическую программу росписей внутреннего пространства храма. С принятием христианства на Руси в ХХ веке, воспринимается уже развитый символический мир византийского храмового зодчества. Русская архитектурная традиция является его продолжением, однако ей присущи уникальные особенности. К XV веку появляется «высокий иконостас», а в XVI веке на место сферической форме купола приходит луковичные главы и шатры. Яркие примеры новой архитектуры — храм Василия Блаженного на Красной площади и храм Вознесения Господня в Коломенском.
Нельзя не отметить, что в XX-XXI веках, в связи с появлением новых технологий и материалов, современными архитектурными тенденциями, обновляются и формы храмового зодчества.
Отметим, что следующая встреча епархиального учебного-методического объединения состоится 4 декабря. Тема семинара: «Система нравственных норм в мировых религиях».
Напомним, сектор основ православной культуры отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии в новом учебном году открыл цикл обучающих семинаров для методических объединений педагогов основ религиозной культуры и светской этики и основ духовно-нравственной культуры народов России.
Темы семинаров соответствуют предметным линиям курсов. Педагоги познакомятся с иконописью, архитектурой, священными книгами, обрядами, нормами и законами религий. Помимо лекционной части, методисты сектора поделятся своими наработками. Обучающие семинары — это прекрасная возможность не только узнать что-то новое, закрепить знание, но и обменяться опытом с другими педагогами и получить компетентные ответы на свои вопросы, отмечают в отделе религиозного образования.
Смотрите также:
Секция для педагогов прошла в рамках Рождественских чтений в Екатеринбурге
В Екатеринбургской епархии прошла первая встреча епархиального учебно-методического объединения
Екатеринбургская епархия начинает цикл семинаров для педагогов общеобразовательных школ