«Поэтическая реконструкция переписки Цесаревича Николая Александровича и принцессы Алисы Гессен-Дармштадской от помолвки до венчания» — новый проект телеканала «Союз», созданный на основе переписки будущего императора Николая II и его невесты принцессы Алисы в период между обручением 18 апреля и свадьбой 26 ноября 1894 года. Диалог находящихся вдалеке друг от друга жениха и невесты составлен из фрагментов писем, «переведенных» в поэтический формат екатеринбургской поэтессой Татьяной Горкуновой.
— Идея воссоздания в стихотворном формате переписки Николая Александровича и Александры Федоровны возникла у редактора телеканала «Союз» Светланы Ладиной на основе нашего предыдущего опыта, — рассказала Татьяна Горкунова. — В прошлом году в эфире телеканала прозвучало поэтическое сказание «Святитель Иоанн Златоуст», написанное мной на основе реальных проповедей святителя. И Светлана предложила, в качестве возможного материала для следующего проекта, познакомиться с перепиской последнего российского императора и его супруги…
На знакомство с удивительной историей любви двух людей, медовый месяц которых, по словам историков, продолжался 23 года, потребовалось несколько месяцев. Для нашего телевизионного проекта, долго думая и сомневаясь, я решила ограничиться периодом от помолвки до свадьбы — временем абсолютной любви, которая еще не соприкоснулась с заботами о детях и жерновами политики. Что касается формы, то собственный литературный язык наших героев обладает таким поэтическим совершенством, образностью и самоиронией, что хотелось отнестись к нему максимально бережно и сохранить, по возможности, мысли и образы эпистолярной прозы, придав им театральную легкость белого стиха.
Мы надеемся, что наш проект будет интересен широкому кругу зрителей, но особенно сверстникам Ники и Аликс, для которых этот диалог может стать некоторым уроком выбора спутников жизни, культуры общения, преданности, уважения и глубокой любви, умеющей видеть суть.
Сегодня важно об этом говорить, потому что о нашей российской истории время говорить всегда, а не только в годы столетия Октябрьской революции и гибели Царской семьи. В том числе, в художественной форме — на страницах книг, сценах театров, на кино- и телевизионных экранах. И ценность, и проблема художественного произведения заключаются в том, что писатель-драматург-режиссер вкладывает в исторических персонажей часть самого себя — как свои идеалы и убеждения, так и нереализованные мечты и комплексы. Почему такой резонанс вокруг выхода фильма о последнем императоре? Потому что он один! Если бы на экраны выходило несколько кинопродуктов, посвященных этому историческому периоду, и найдись среди них более глубокие вещи, акцент общественного внимания наверняка бы сместился. «Это же хорошо, что российский император показан с человеческим лицом», — говорят мне очень уважаемые мной деятели искусства, не видевшие фильма. А когда начинаешь рассказывать о тесной и многоуровневой связи, которая просвечивает в письмах Николая Александровича и Александры Федоровны, собеседники начинают понимать, что человеческое лицо было иным, чем представляется в трейлерах фильма.
Всегда время говорить о преданности семье — будущий император предстает в своих письмах любящим и преданным сыном.
И, конечно, всегда время напоминать о том, что настоящая любовь существует не только в сказках, но ее надо ждать и за нее надо бороться. Моим первым опытом реконструкции литературного памятника стало переложение на стихотворный язык Песни Песней царя Соломона. Переписка Ники и Аликс — это тоже литературный памятник, хотя и близкий к нам по времени, и это тоже своего рода Песня Песней в преддверии страшного и драматичного конца эпохи.
Добавим, что проект будет выходить в эфире телеканала в понедельник 17 июля каждый час, начиная с 09:00 по местному времени.
Смотрите также: