В премьерном для Екатеринбургской епархии выпуске программы «Частное мнение» федерального православного радиоканала «Вера» епископ Среднеуральский Евгений рассуждает о причинах и последствиях 1917 года. Победой или поражением стали события столетней давности? В чем причина глубочайшего духовного кризиса страны, вовлекшего ее в пучину революций? Что необходимо сделать нам сегодняшним, чтобы найти пути возрождения и заврачевать эти раны, на какие ценности опереться?
Епископ Среднеуральский Евгений:
— За окном весна. Время обновления. По-новому щебечут птички, по-новому, теплее и ярче светит солнце, запахи весны входят в нашу жизнь, обещая возрождение жизни. Весна. Весна 17-го года.
Тоже весеннее солнце заглядывало в окна вагона императорского поезда, когда он выезжал из ставки верховного главнокомандующего в мятущийся Петроград. Те же великопостные песнопения, что сегодня звучат в наших храмах — были на сердце благочестивого Государя. И, конечно же, свойственное всякому человеку ожидание лучшего: Пасхи, весны, долгожданной победы в затянувшейся войне, встречи с семьей…
Весна 17-го года принесла другие вести.
… 17-й год у нас на дворе. 2017-й. И мы в течение этого года часто будем слышать о столетии тех событий, будем подводить итоги, слушать мнения или участвовать в дискуссиях.
А все-таки весна 17-го — это победа или поражение? Много исследователей поработали над этой темой. Много мнений озвучено. Поделюсь своим.
В начале XX века Дмитрий Иванович Менделеев проделал интересную научную работу и подсчитал, каким будет население России в 2000-ом году. По его расчетам, в России к 2000-му году должно было проживать 594,3 миллиона человек, то есть практически 600 миллионов. Сегодняшняя статистика говорит, что у нас не более 145 миллионов населения.
Что это? Дмитрий Иванович, наверное, был неподготовлен? У него не было калькулятора, компьютера или операционной системы? Нет, он был абсолютно точен. Подтверждением точности его расчетов стали прогнозы по Соединенным Штатам Америки: в США к середине XX века должно было проживать 180 миллионов человек. В 1959 году численность этой страны составляла 179 миллионов, то есть «попадание» практически абсолютное. И меня никто не переубедит, что этот демографический провал был вызван трагедией, которая произошла именно 100 лет назад.
Обычно спрашивают, кто виноват и что делать? Человеку свойственно искать крайнего, стрелочника: кто там виноват? Проще всего указывать на лидеров-революционеров, на Владимира Ленина. Кто-то эту ответственность пытается возлагать на императора Николая Александровича, как самодержца, святого-страстотерпца. Думаю, что это оценки, далекие от объективности. Тот, кто когда-либо был руководителем, знает, что порой от лидера зависит далеко не все, а иногда вообще ничего. Что есть объективная ситуация в народе, в массе, и эта ситуация возникла задолго до того, как ты сюда пришел и твоих сил, твоей яркой личности, недостаточно, чтоб вывести страну из кризиса. А Россия была в глубочайшем кризисе, не в экономическом – в духовном.
Начало этого процесса находится не в 17-ом и не в 18-ом году и даже не в 1905-ом, а гораздо раньше.
Вспоминаем мысли великих людей о том, что жизнь это борьба добра со злом и поле битвы – сердце человеческое.
Для традиционной крещенной России на этом поле свойственны победы добра над злом именно в глубине сердца. Главным орудием в этой борьбе была вера наших предков в Иисуса Христа, стремление к жизни по Его заповедям. Именно это помогало преодолевать зло внутри себя и вокруг, именно отход от этой высоты Заповедей Нового Завета, массово начавшийся в середине 18-го века, создал волну, которая разбила корабль Российской Империи.
Начало 18-го века у нас ассоциируется с деятельностью Великого Петра Алексеевича — Петровское время. Именно тогда происходит выдавливание христианских традиций из жизни народа. Закрываются монастыри, упраздняется патриаршество, проводится четкая черта между светской и духовной жизнью – и процесс, запущенный тогда, выстрелил именно в 1917-ом и 1918-ом годах.
Таким образом, оценивать события этих лет нужно не как чью-то досадную ошибку, не как искусную провокацию интервентов или наших западных партнеров, а как продукт разложения общества, состоящего из разложившихся индивидуальностей, потерявших веру, нравственность, правильные ценностные ориентиры в жизни.
Если мы так оцениваем причины 17-го и 18-го годов и последующих им событий, то нам проще найти пути возрождения — в какой плоскости находится решения, как можно врачевать эти раны.
Главное «лечение» находится в уме и сердце каждого отдельно взятого гражданина. Если ценности, опираясь на которые Россия стала великой страной, будут возрождаться в наших сердцах и головах, то отсюда получится крепкий человек, крепкая семья, правильно воспитанные дети, которые в будущем станут Менделеевыми и смогут уже дать новый — позитивный прогноз для нашей страны.