В ночь на 17 июля в Екатеринбурге в рамках "Царских дней" ежегодно организуют крестный ход в память о семье Николая II, в котором участвуют тысячи верующих. Он проходит по маршруту, которым в 1918 году провезли останки убитых членов императорской семьи (от Храма-на-Крови в Екатеринбурге до монастыря в честь святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма).
В настоящее время возобновилось расследование по уголовному делу о гибели Царственных страстотерпцев, в рамках которого с участием Церкви проходят дополнительные экспертизы для подтверждения подлинности останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии.
В 2000 году Русская церковь причислила к лику святых новомучеников и исповедников Российских Николая II, его супругу и пятерых детей, а в феврале 2016 года — доктора царской семьи Евгения Боткина. О том, почему Екатеринбургская епархия ранее предложила канонизировать доктора и слуг царской семьи, как они почитаются на Урале, какие чудеса, связанные с Царственными страстотерпцами, засвидетельствованы, в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову рассказал первый помощник Правящего архиерея Екатеринбургской епархии архимандрит Евгений (Кульберг).
— Отец Евгений, Екатеринбургская епархия ранее предложила причислить к лику святых не только Евгения Боткина, но и трех слуг последнего российского императора (повара Ивана Харитонова, лакея Алоизия Труппа и горничную Анну Демидову). Что послужило причиной инициативы?
— 10 января Православная церковь чтит память 20 тысяч святых мучеников. Они были сожжены в городе Никомидии по приказу императора Максимиана в 302 году. Все. Сожжены за то, что пришли в праздник Рождества Христова на службу, и за то, что отказались уйти из храма, отрекшись от Христа. Известны имена всего лишь нескольких из них, а святых прославлено 20 тысяч! Неизвестно, какова была мера их благочестия и воцерковленности, курили они или нет, как часто молились и творили милостыню, но Церковь почитает их как святых мучеников, и мы обращаемся к ним с молитвами.
17 июля Православная церковь чтит память святых царственных страстотерпцев, не отрекшихся ни от веры, ни от благочестия, ни от своего народа. Когда готовилось их прославление, особое внимание комиссия по канонизации уделила периоду нахождения узников в неволе: "…За многими страданиями, перенесенными царской семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке".
Странным было бы не заметить, что во все время именно этого периода жизни царской семьи верные слуги добровольно разделяли и несли на себе все тяготы и издевательства. Перед ними не раз, как перед Никомидийскими мучениками, открывали двери и говорили: "Ступайте на волю, вы свободны". Но выход на волю означал равно отречение от веры и от верности, то есть предательство. Предательства не произошло. За эту верность они заплатили жизнью, исполнив слова Христовы: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин, 15:13). Поэтому Русская Православная Церковь Заграницей прославила всех узников ипатьевского подвала в лике святых, поэтому и епархиальная комиссия по канонизации радеет о прославлении всех верных царских слуг.
Важно понимать то, что святость определяет не Собор и не Синод, а Господь. Он открывает Церкви святость либо естественным путем, когда мы узнаем о том, какой подвиг совершил человек, либо сверхъестественным путем, через чудеса, связанные с тем или иным человеком после его земной кончины. Прославление в лике святых — не вопрос церковной бюрократии, а вопрос руки Божией: когда это полезно для Церкви и народа, происходит свидетельство о людях святой жизни, которых Господь являет нам для подражания.
У нас нет сведений о том, чтобы жизнь доктора и трех верных царских слуг была порочной, что они при жизни совершали какие-то поступки, которые бы порочили их как христиан. Напротив, достаточно много материалов собрано об их жизни и кончине, которые свидетельствуют не только о высочайшем качестве жизни этих людей как граждан, но и о том, что они жили доброй, праведной христианской жизнью. В частности, Евгений Сергеевич Боткин был человеком блестящего образования и очень честных, настоящих трудов как врач. Он являлся участником Русско-японской войны, был награжден офицерскими наградами. Это тоже его характеризует как человека долга, готового положить жизнь свою за ближних. И то, что в конце жизни Господь его этого удостоил, — не случайность, а скорее реализация смысла, венец всей его предыдущей жизни.
Та верность, которую они проявили, последовав за царской семьей в Тобольск, Екатеринбург, — не пустой звук. Почитайте историю царской семьи после отречения государя, как люди, которые до этого толпами ходили, стремясь получить какую-то малейшую милость от царской семьи, моментально отвернулись, исчезли, растворились, гнушались своего знакомства с царской четой. Они почувствовали, что пахнет кровью, и ретировались. Между тем и Евгений Боткин, и слуги сохранили верность и добровольно отдали жизни, исполнив заповедь Христову о любви и верности. Это о многом говорит. Ну и то, что они удостоились принять мученическую смерть вместе с царской семьей, — это тоже свидетельство того, что рука Божия соединила одних святых с другими угодниками Божиими.
— Все-таки есть ли сведения о религиозной жизни и личном благочестии царских слуг?
— Да, конечно! О каждом из узников ипатьевского "дома особого назначения" собраны интереснейшие материалы. Источниками послужили открытые части государственных архивов и опубликованные воспоминания их современников. Особо ценными свидетельствами стали их письма разным лицам, где как в зеркале точно отражается глубоко христианское устроение души. Сестры Александро-Невского Новотихвинского женского монастыря, на базе которого действует комиссия Екатеринбургской епархии по канонизации, провели колоссальную кропотливую работу по собиранию этих свидетельств, которые и были переданы в синодальную комиссию.
— Удалось ли епархиальной комиссии по канонизации найти свидетельства о чудесах, связанных как с царской семьей, так и с ее слугами?
— Такие свидетельства во множестве были собраны еще в 90-х годах XX века протоиереем Александром Шаргуновым. Им издан двухтомник "Чудеса святых царственных мучеников", где в изобилии представлены факты их чудесного заступления за народ Божий с тяжелых послереволюционных времен до самого нашего времени. Чудеса эти совершаются и сегодня.
Чего стоит одна мироточивая икона Николая Александровича, бумажная икона, которая начала источать благоуханное миро! В 1997 году во время крестного хода началось чудесное мироточение, которое продолжается и по сей день. Свидетелями этого чуда стали тысячи наших современников, оно запечатлено на видео и не оставляет даже тени сомнений как в своей подлинности, так и в сверхъестественности происходящего. Мне довелось не раз наблюдать это удивительное мироточение.
— Документы, необходимые для прославления царских слуг в лике святых, уже направлены в синодальную Комиссию по канонизации святых?
— Да, те материалы, которые были собраны, переданы в соответствующую синодальную комиссию, но работа по поиску новых материалов продолжается.
— Правда ли, что Алоизий Трупп был католиком?
— Уроженец Витебской губернии, он был крещен и воспитан в католичестве. Уже служа при дворе, из личных средств он помогал в ремонте и благоукрашении костела в своем родном селе. Он был искренне верующим и благочестивым человеком в той мере, которую ему открывала его совесть. Эту меру ценили как императрица Мария Феодоровна, так и все члены царского дома. Думаю, что, опираясь на этот фундамент, он возрос до той высоты, что Господь сподобил его оказаться в подвале Ипатьевского дома и, подобно древним мученикам, креститься своей и царской кровью.
— Как почитают в Свердловской области память царской семьи, доктора и слуг?
— Истово и с любовью. Много храмов воздвигнуто и освящено в честь царственных страстотерпцев. Ежедневно на месте их убиения, в Храме-на-Крови, духовенство епархии с прихожанами совершает молебен. Еженедельно, в ночь под среду, и каждый месяц в ночь на 17-е число в алтаре на месте "расстрельной комнаты" совершается Божественная литургия. На этих службах всегда многолюдно.
Особым вниманием окружена сама ночь их кончины. На улице перед храмом совершаются всенощное бдение и литургия, а затем проходит крестный ход по пути следования грузовиков, перевозивших бездыханные тела святых мучеников к месту их сожжения, в урочище Ганина Яма, где сегодня построен мужской монастырь. По разным оценкам, в крестном ходе участвуют от 60 до 80 тысяч человек, и они проходят путь более 20 километров. В течение года в этом монастыре встречают свыше трехсот тысяч паломников, приезжающих поклониться святым царственным страстотерпцам со всего мира.
Особое отношение — к Евгению Сергеевичу Боткину и к трем царским слугам, которые пострадали вместе с царской семьей, поскольку их кровь пролилась в том же подвале Ипатьевского дома, их тела вместе с телами членов царской семьи были растерзаны на Ганиной Яме. И это отношение запечатлено в интерьере Храма-на-Крови, построенного на месте дома Ипатьева. В южной апсиде этого храма помещены памятные доски с именами императора, царицы и их детей, а на противоположной, северной апсиде — памятные доски с именами верных слуг. Это не случайное совпадение.
Хотя царская семья прославлена в лике святых, а трое верных царских слуг пока еще не прославлены, эта готовность засвидетельствовать их подвиг — человеческий, христианский — выражена и в том, что их имена вписаны в интерьеры храма. Только с одной стороны совершаются молебны царским страстотерпцам, а с другой — панихиды. Это общепринятая практика, когда до официального признания людей святыми совершаются именно молитвы об упокоении людей. Надеемся, что в скором времени имена царских слуг Алексия, Иоанна и Анны будут поминаться не на панихиде с просьбой их упокоить со святыми, а в иных молитвенных воздыханиях.
— Что бы Вы могли ответить тем православным, которые сдержанно относятся к почитанию царской семьи?
— Я порекомендовал бы познакомиться ближе с жизнью августейшей семьи, почитать воспоминания современников (не клеветников и ненавистников), с любовью описавших их жизнь. Стоит взять в руки и сборник о чудесах, произошедших по молитвам царственных страстотерпцев. Эти свидетельства настолько разнообразны и удивительны, что не оставляют и тени сомнения в том, что Господь щедро действует через своих возлюбленных святых.
— Как в Екатеринбургской епархии относятся к новым исследованиям по возобновленному уголовному делу о гибели членов царской семьи?
— С надеждой. С надеждой на правду. Те подходы, которыми печально прославилась комиссия, действовавшая под руководством Бориса Немцова, были унизительны для верующих людей. Это был не поиск правды, а подгонка под заранее написанный ответ, тот ответ, который был выгоден тогда политически. Церковь не признала выводы той комиссии, оставив открытым вопрос о месте нахождения царских мощей. В состав нынешней комиссии включены эксперты Русской Православной Церкви, и потому появились основания доверять тем выводам, к которым они придут. Особую значимость приобретают эти выводы в связи с грядущей 100-летней годовщиной событий 1917 и 1918 годов. Думаю, что и наше будущее во многом зависит от того, насколько внимательно и серьезно мы отнесемся к житию и смыслу подвига святой царской семьи и их верных слуг.