По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (г. Полевской)

Как известно, освоение полевских земель относится к началу 18 века. В 1702 году  житель Арамильской слободы* Сергей Бабин и Уткинской слободы Козьма Сухеев обнаружили между уральскими речками Чусовая и Полевая залежи меди и представили их начальнику Сибирского приказа Андрею Андреевичу Виниусу, посланному Петром I на Урал  “для отыскания мест к строению горных заводов”.

С мая 1718 года началась разработка Полевского месторождения меди. Но 8 июня на Полевую наехали башкирцы Уфимского уезда Чубар Балаушев с 42 товарищами, вооруженные ружьями, пищалями, и луками и мастера с рабочими прогнали и все строения выжгли.

В 1722 году Сибирский Обер-бергамт, который с 1723 года располагался в Екатеринбурге, возглавил генерал артиллерии Вилим Иванович де-Геннин. Все строившиеся заводы со всеми старыми и новыми рудниками, все заводские земли и недра относились отныне к ведению этого органа. В 1723 году, по указу  генерала-лейтенанта  де-Геннина была построена  Полевская крепость и с этого момента началась промышленная разработка Полевского рудника. Сразу началось строительство и медеплавильного Полевского завода.

Труд на рудниках был тяжелым и опасным. Много человеческих жизней уносили затопления шахт и обвалы на руднике. Порой близкие пострадавшего не успевали привезти священника, который бы напутствовал его перед смертью христианскими таинствами, а умереть без исповеди и Святого Причастия было самым тяжелым страданием для христианской души. С 1728 года горных дел мастера стали ходатайствовать о строительстве  в Полевой храма, чтобы и в этом небольшом поселении настроить нормальную духовную жизнь. Без веры и молитвы русский человек в те времена не мог ни жить, ни трудиться.

Отвечая на прошение полевских мирян, преемник  святителей Филофея (Лещинского) и святого Иоанна Тобольского митрополит Антоний (Стаховский) благословил настоятелю Успенского Далматова и Троицкого Рафайлова монастырей игумену Филиппу заложить в Полевском храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла.

В 1731 году была построена и освящена деревянная церковь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Деревянный храм послужил  полевским прихожанам чуть более сорока лет, затем стал ветшать, после чего жители Полевского завода решили построить более долговечный - из камня. Свое согласие на это дал новый хозяин полевских заводов Алексей Федорович Турчанинов.

В 1772 году были приглашены устюжские и соликамские каменщики, так как первые каменные храмы возводились именно там. Однако это строительство преследовали неудачи: “церковь была заложена в больших размерах, но грунт земли оказался вскоре после основания не совсем благонадежным”, и все строение пришлось разбирать. И только  6 июля 1786 года по благословенной грамоте епископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова) священником Исидором Коченгиным, представителем Екатеринбургского духовного Правления, был  заложен  новый храм в честь апостолов Петра и Павла.

К великой радости православного народа Полевского завода, в 1793 году было завершено строительство нового храма. В этот же год состоялось его освящение игуменом Гедеоном (Куликовым), настоятелем Троицкого Рафайлова монастыря. Освящение храма игумен Гедеон совершил 11, 12 и 13 сентября 1793 года.  А деревянный храм по благословению правящего архиерея был  разобран и истоплен в печах новой каменной церкви только в 1800 году.

В 1840 году благочинный священник Кузовников особо отметил внутреннее благолепие Петро-Павловского храма. Особенно красивым был иконостас. «В иконостасе Петро-Павловской церкви Полевского завода четыре местныхъ иконы, весьма высокой работы”. Знаток иконописи преосвященный Анатолий, бывший епископ Екатеринбургский, викарий Пермский, при обозрении Полевской церкви долго любовался и восхищался этими иконами и особенно изображениями Богоматери и святителя Николая. 

Из утвари храма особенно были замечательны – серебряный потир, серебряный напрестольный крест в чеканном серебряном же окладе, евангелие и блюдо. Из облачения примечательны две ризы со стихарем из китайского голубого штофа. В ризнице хранились, как историческая редкость, поручи из рытого бархата – дар в церковь родоночальника Турчаниновых, современника Петра Великого, которые были сшиты из кафтана императора.

Петропавловский приход благополучно существовал и развивался до XX века, когда наступила эпоха «великих потрясений». Из семи храмов Полевского округа он был закрыт последним в 1941 году. Прихожанам, вместе со своим духовным наставником, настоятелем храма протоиереем Николаем Дягилевым, удавалось дважды отстоять свой храм от закрытия безбожной властью в 1934 и в 1936 годах. После очередного ареста о. Николая и диакона Феодота Смирнова в 1940 году, храм был закрыт и передан для устроения в нем дома пионеров. Этим планам помешала начавшаяся война.

Эвакуированный из Москвы завод «Красный металлист» в храме разместил один из своих цехов. Чтобы производить необходимую продукцию, здание Петро-Павловского храма внутри перестроили: добавили второй этаж в боковых приделах. В Александровском приделе были бытовки, а в Екатерининском кочегарка. В центральном приделе ходил кранбалка и стояли шеститонные мощные станки. Делали в этом цеху рубильники, колеса для повозок, коробки для снарядов, котелки лудили оловом, ванночки, дужки для ведер, ложки - ширпотреб. После войны ассортимент почти не изменился. Продолжали делать навесы, оконные рамы, ножницы, ручки, шумовки для рыбалки, уши для ведер, лопаты.

  От кранбалки и сегодня остался след над стрельчатыми окнами церкви. Трудились здесь молодые парни и девчата, рабочий коллектив которых сформировался в годы войны. Работали и постоянно чувствовали необычность обстановки: с одной стороны, все помнили церковь, с другой стороны - цех, где приходилось трудиться.

31 марта 1961 года состоялось объединение Полевского завода оцинкованной посуды с машиностроительным заводом. Производственные цеха переехали в новые корпуса и на новые площади, а здание церкви освободилось. Его передали под автовокзал. Свидетели рассказывали, что станки, стоявшие в церкви, выворачивали прямо с кусками бетона, в которые они были залиты при установке. Фрески забеливали, а они все время проступали сквозь известь. Тогда строители вырубили их кирками, ободрали и закрасили стены.

  Последствия пребывания в церкви мощных станков стали видны позже. Здание дало усадку и по стенам прошли вертикальные трещины.

  Передавая здание под автовокзал, его немного подремонтировали: отштукатурили и покрасили стены, залили бетоном пол, вывороченный при переезде, поставили железную решетку, отделяющую зал ожидания от кафе. В Екатерининском приделе была кочегарка, в Александровском, справа - диспетчерская и касса. В таком виде здание существовало до конца 80-х годов.

В 80-е годы и в южной, и в северной частях города (южная часть - бывший Полевской завод, северная часть - Северский завод) были верующие люди. Однако община не имела юридического статуса и существовала нелегально. Добиваться регистрации в то время казалось невозможным.

Но однажды случилось вот что. Марии Прокопьевне Андреевой было видение: Ангел вел ее к храму, в котором служил молодой священник. Видение повторилось несколько раз. Мария Прокопьевна поняла, что Господь призывает ее не бояться и идти к властям с просьбой о возвращении храма.

Тогда она в одиночестве пошла в горком партии и сказала: «Я из общины верующих, мы просим возвращения храма». В горкоме удивились: откуда в городе взялась община? Пригласили комиссию из Екатеринбурга на встречу с верующими. В назначенный день и час она пришла одна. Председатель спросил: «Где же община?» «Люди боятся, что вы станете их преследовать, и послали меня. А мне нечего терять», - Марии Прокопьевне не хотелось подвергать опасности людей.

При том разговоре власти впервые согласились на легальное, юридически закрепленное существование в городе православной общины. Мария Прокопьевна сообщила об этом остальным верующим, и они стали хлопотать о молельном доме и храме. Роль Марии Прокопьевны неоценима: именно с этой истинной христианке началось возрождение церковной жизни в городе.

Матрена Ивановна Глинских, которая стала первым старостой общины вспоминала: «В конце 80-х мы молились в частном доме на улице Жилина. И к нам из северной части приехала как-то Мария Прокопьевна Андреева. Она предложила православным обеих частей города объединиться, ведь дело-то общее. Так в ноябре 1989 года состоялось первое собрание, где мы выбрали «двадцатку» наиболее активных христиан. Многие тогда отказывались, все еще было страшно да хлопотно. Необходимо ведь ходатайствовать, идти в горком партии в горисполком.

  Для того чтобы молиться, нужно было приобрести молельный дом. На улице Свободы город нам пожертвовал домик под жилье батюшки. Дом был старый, в аварийном состоянии. Однако руки мы не опустили. В это же время нам предложили купить дом на улице Фрунзе. Пришлось нам ремонтировать сразу оба дома. Прихожане северной части города восстанавливали дом на ул. Свободы, южане - на ул. Фрунзе. Днем дом мы восстанавливали, вечером - маляры приходили, штукатурили.

  Впоследствии решили хлопотать о возвращении нашего Петропавловского храма. Первым делом мы пошли в горком. Там нам сказали: «Хорошо, собирайте своих верующих на собрание, приедут еще представители областной власти». В общем, пришли тогда из всей нашей «двадцатки» человек пятнадцать. До сих пор опасались люди ходить в такие места с просьбами. Власти решили вернуть нам храм, однако при условии, что это произойдет лишь тогда, когда в южной части города будет построен автовокзал. Мы, конечно, согласились.

Наконец, этот день наступил. 15 февраля, в праздник Сретения Господня, совершилось долгожданное событие - возвращение церкви верующим полевчанам. Начальник полевского автопредприятия И. Бахтияров передал символический ключ от храма священнику Владимиру Ермолаеву.

Техническое состояние церкви было настолько неудовлетворительным, что неоднократно вставал вопрос о демонтаже. Но прихожане решили во что бы то ни стало восстановить святыню. Администрация этому не препятствовала.

По словам В.А. Колмогорова, бывшего Председателя Горисполкома, «целевых, капитальных вложений на восстановление храма с нашей стороны не было. Но многие предприятия - криолитовый, машзавод, трубники - давали строительные материалы, участвовали в ремонте. Леспромхоз помогал лесом. Всем миром, кто чем мог».

В 1994 году настоятелем Петропавловского храма стал священник Сергий Рыбчак. До него уже год здесь совершались церковные службы, начались ремонтные работы. Многие прихожане самоотверженно трудились, забывая порой даже о своем преклонном возрасте. Ими были сделаны первые, самые трудные шаги по восстановлению церкви.

Вскоре под руководством о. Сергия начались работы по возрождению и внешней, и внутренней жизни прихода. Огромные усилия были затрачены на реставрацию храма. Сегодня, спустя 23 года, вновь сверкают на солнце кресты и купола храма и «Петропавловской колокольни». Уникальной технологией сграфитто - резьбой по цветной штукатурке - художник-монументалист Владимир Кудряшов выполнил внешнюю отделку и наружные иконы храма. Без преувеличения можно сказать, что применение этой дешевой, но эффективной технологии - новое слово в реставрации православных храмов в России.

  Продолжаются работы по внутренней реставрации. Восстановлены главный придел храма в честь св. апостолов Петра и Павла и левый придел в честь св. великомученицы Екатерины. Стены и купол в нем расписаны фресками на новозаветные  темы. В третьем приделе храма в честь св. князя Александра Невского сегодня обустроено крестильное помещение  с баптистерием. 

На приходе активно стала развиваться просветительская и миссионерская деятельность. В 1995г. прихожане создали Воскресную школу для детей. Вскоре при храме была организована и школа для взрослых, которая впоследствии стала основой всей миссионерской жизни прихода. В январе 2001 года, по благословению архиепископа Викентия (Мораря) в приходе был создан центр для реабилитации наркозависимых и алкоголиков на 30 человек.

В сентябре 2018 года исполнится 225 лет первого освящения храма и 25 лет второго освящения храма. Всего Петро-Павловскому приходу г. Полевского в 2017 году исполнится – 286 лет.

г. Полевской, ул. Кологойды, 3