На фото: студенты-теологи Миссионерского института прошли практику в храме во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина в Первоуральске – провели первую «Воскресную встречу» с прихожанами прихода.
Одиннадцать уральских вузов в нынешнем учебном году стали участниками федерального образовательного проекта «Обучение служением». В их числе – Миссионерский институт Екатеринбургской епархии. О сути и особом опыте реализации этого проекта рассказывает заведующий кафедрой теологии иерей Иоанн Парамонов.
Федеральный образовательный проект «Обучение служением», разработанный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Ассоциацией волонтерских центров и Высшей школой экономики, реализуется с 2023 года. Он предполагает включение в образовательные программы вузов специальных часов, во время которых студенты будут выполнять заказы социальных партнеров.
В первый год реализации проекта его «пилотными» площадками стали чуть больше ста российских вузов, а в нынешнем учебном году он охватил уже почти 400 университетов.
– Внедрение подхода обучения служением – это выполнение так называемой третьей миссии университета. Университет рассматривают прежде всего как источник знаний, как академическое сообщество, где выполняются научные исследования, совершаются научные открытия. А третья миссия, социальная включенность, позволяет расширить спектр воздействия научно-академического сообщества на общество. Студенты, которые вовлечены в «Обучение служением», должны подготовить в рамках освоения своей специальности некий социально качественный, полезный продукт, – объясняет отец Иоанн.
Разработка этих социальных проектов, в отличие от волонтерства, встроена в учебный процесс: студент получает зачет по соответствующей дисциплине, может написать курсовое исследование или выпускную квалификационную работу по социальному служению. Тем самым у будущих выпускников формируется восприятие своих профессий и своих компетенций именно как служения.
– Всем нам понятно, служение – это деятельность врача, деятельность педагога. И мало того, что я обществу приношу какое-то благо, я еще и должен быть направлен на позитивные изменения социальной среды, то есть [думать о том], какой непосредственный продукт я могу принести, чтобы что-то изменить в этом обществе, – подчеркивает отец Иоанн.
Такой педагогический подход, рассказывает завкафедрой теологии, по сути, уже давно имплицитно был заложен в обучение студентов-теологов Миссионерского института. Свою практику они проходят на приходах: разрабатывают комплекс лекций и катехизаторских бесед, работают с социальными сетями или сайтом.
– Принципиально изменилось то, что в учебном плане у студентов появилась дисциплина «Обучение служению». В рамках данной дисциплины студенты знакомятся с нормативно-правовой базой работы с НКО, учатся работать в команде, изучают тайм-менеджмент, изучают современные исследования. Такая теоретическая подготовка расширяет уровень компетенции студентов-теологов, – говорит батюшка.
Однако просто внедрением новой дисциплины реализация проекта в Миссионерском институте не ограничилась: вуз запустил соответствующий проект повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава.
– Не только одна дисциплина и не только один куратор, который занимается этим направлением, но и все сотрудники должны обладать определенными компетенциями, чтобы этот подход работал. Почему? Потому что и в других дисциплинах и модулях можно и нужно поднимать вопросы социального служения, – отметил отец Иоанн, подчеркнув, что Миссионерский институт готов обучать по этой программе и преподавателей других вузов.
Читайте также:
Председатель Синодального ОРОиК митрополит Евгений посетил Высшую школу экономики