По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

13 февраля 2025

«Возводить и укреплять «бастионы» своего сердца, чтобы отличить добро от зла»: митрополит Евгений выступил перед участниками XXI Ковалевских чтений

Глава Екатеринбургской митрополии митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений принял участие в XXI Международной научно-практической конференции «Ковалевские чтения». Сегодня, 13 февраля 2025 года, правящий архиерей выступил перед участниками Форума в ходе пленарного заседания, предложив в равной степени усиливать социальные «линии обороны» – развивать уголовное право и вместе с этим укреплять нравственные основы нашего общества.

Юридический форум проходит в Уральской столице с 12 по 14 февраля по теме «Цели уголовного права. Прошлое, настоящее, будущее. Наследие И.Я. Козаченко». После подписания соглашения о сотрудничестве между Уральским государственным юридическим университетом и Екатеринбургской епархией митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Совета по взаимодействию Русской Православной Церкви с организациями высшего и среднего профессионального образования в сфере духовно-нравственного воспитания выступил с докладом на пленарном заседании XXI Ковалевских чтений.

Говоря о наследии Ивана Яковлевича Козаченко, архипастырь  отметил подход ученого к вопросу соотношения уголовного права, религии и нравственности как регуляторов общественных отношений. Митрополит Евгений привел цитату из статьи ученого «Нравственно-религиозные компоненты уголовного законодательства России».

В данной статье Иваном Яковлевичем сформулирован следующий замечательный тезис: «Уголовный закон мудр своей нравственной обусловленностью, оптимистичен религиозным благословением и силен своим применением». Иван Яковлевич прослеживает влияние христианских заповедей на формирование уголовного права. Такие заповеди, как «Не убий» и «Не укради», заложили основу для юридических норм, служащих охране жизни, собственности и человеческого достоинства, – отметил правящий архиерей.

По словам митрополита Евгения, автор статьи выделяет в качестве относительно самостоятельных четыре вида регуляторов личной и социальной жизни: нравственный, религиозный, уголовно-правовой и органично-совокупный, в котором присутствуют первые три компонента, и проводит интересную аналогию, которая является особенно актуальной в наше время.

Иван Яковлевич Козаченко предлагает использовать для защиты общественных интересов прием военных, используемый, чтобы уберечь ценный объект от неприятельского посягательства. Как военные выстраивают для защиты важного объекта последовательно несколько – одну, две, три и более, в зависимости от важности объекта – линий заграждения, так и нам необходимо выставлять вокруг объекта, который нуждается в защите, несколько социальных защитных линий – редутов: самая ближняя к объекту – уголовно-правовая защита, за ней располагается религиозная защита, ещё дальше – нравственный бастион, ещё дальше от объекта защиты, но ближе всего к самому человеку, располагаются его стыд, совесть и т. д.

Прежде, чем человек доберется до объекта, на который пожелал посягнуть, он будет сталкиваться с этими «редутами». Чем больше барьеров и чем они значимее, тем выше вероятность того, что они остановят человека от совершения поступка, который с точки зрения уголовного законодательства является преступлением, с точки зрения религии – грехом, а с точки зрения нравственных норм – злом. История показывает нам, что отсутствие хотя бы одной «линии» может привести к катастрофическим последствиям. По отдельности нравственность, религиозность и уголовное право не могут остановить человека от совершения преступления. Одна или две линии не смогут удержать хорошо подготовленного неприятеля.

Со своей стороны митрополит Евгений предложил в равной степени усиливать эти «линии обороны» – развивать уголовное право и вместе с этим укреплять нравственные основы нашего общества, не забывая при этом и о религиозных истоках уголовного права.

– «Не убий», «не прелюбодействуй», «не укради» – это еще ветхозаветные нормы, которые православная Церковь веками транслирует и к соблюдению которых призывает, – отметил архипастырь. – Когда Иисуса Христа спросили, какая наибольшая заповедь в законе, Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).

В наше время, когда враг пытается размыть границу между добром и злом, представляя зло чем-то обыденным и нормальным, особенно важно возводить и укреплять «бастионы» своего сердца, чтобы уметь распознать лукавство и неправду, отличить добро от зла, – сказал архипастырь, подчеркнув, что имея мощные укрепления на всех рубежах нашей обороны, мы не допустим попрания наших ценностей.