По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

1 октября 2024

1 октября Православная Церковь совершает празднование икон Божией Матери «Старорусская» и «Целительница»

Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе (город в Новгородской области), куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. В Старой Руссе икона находилась до XVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.

 

Яв­ле­ние од­ной из древ­ней­ших икон Бо­жи­ей Ма­те­ри «Це­ли­тель­ни­ца» про­изо­шло во вре­ме­на свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны, про­све­ти­тель­ни­цы Гру­зии (IV век). Ико­на на­хо­ди­лась в Цил­кан­ском хра­ме в мест­но­сти Кар­та­ли­нии.

Ико­на изо­бра­жа­ет Бо­жию Ма­терь, сто­я­щую у по­сте­ли боль­но­го кли­ри­ка. Ико­но­гра­фи­че­ским сю­же­том для чу­до­твор­но­го об­ра­за по­слу­жи­ло пре­да­ние о чу­дес­ном ис­це­ле­нии, опи­сан­ном в со­чи­не­нии свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го «Ру­но Оро­шен­ное»:

«Слу­чи­лось мне чи­тать в кни­ге Пет­ра Да­ми­а­на та­кую вещь. Некий кли­рик Ни­вир­нин­ской Церк­ви тяж­ко бо­лел смерт­ной бо­лез­нью. И был у него обы­чай каж­дый час, ко­гда би­ли ча­сы, воз­да­вать хва­лу Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це ан­гель­ским при­вет­стви­ем: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная!» — при­ла­гая к то­му некую к Ней мо­лит­ву и тво­ря это днем и но­чью. Ес­ли же за­сы­пал ко­гда, то с бо­ем ча­сов про­буж­дал­ся и со­вер­шал обыч­ное мо­ле­ние. И столь­ко Вла­ды­чи­цу на­шу по­чи­тал та­ким пра­виль­цем, сколь­ко ча­сов во дни и в но­чи ми­но­ва­ло.

И вот ко­гда ле­жал он на од­ре бо­лез­ни и го­то­вил­ся к смер­ти, яв­ля­ет­ся ему вдруг Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца на­ша Бо­го­ро­ди­ца и, чуть приоткрыв де­ви­че­ский Свой со­сок и стис­нув его, окроп­ля­ет мле­ком уста бо­ля­ще­го и ста­но­вит­ся неви­ди­ма. От се­го слу­чив­ше­го­ся вско­чил боль­ной, быст­ро об­лек­ся в кли­ри­че­ские свои ри­зы и по­бе­жал в цер­ковь. Вой­дя в хор, он стал на сво­ем ме­сте по­сре­ди по­ю­щих кли­ри­ков, изум­ля­ю­щих­ся и тре­пе­щу­щих от вне­зап­ной пе­ре­ме­ны в нем и нега­дан­но­го вы­здо­ров­ле­ния — ведь ни­кто уже не ча­ял ви­деть его жи­вым. Ко­гда же спро­си­ли о при­чине его здра­вия, то­гда от­крыл он пред все­ми, про­слав­ляя Целеб­ни­цу свою Пре­ми­ло­сти­вую, как по­кро­пи­ла Она уста его — сле­ды то­го мле­ка еще оста­ва­лись на его устах… О, пре­слав­ное чу­до!

Ведь мог­ла Пре­ми­ло­серд­ная Це­леб­ни­ца иным ка­ким об­ра­зом ис­це­лить ра­ба Сво­е­го, сло­вом или при­кос­но­ве­ни­ем, од­на­ко этот стран­ный спо­соб вра­че­ва­ния яви­ла: те уста Де­ви­че­ским по­кро­пи­ла мле­ком, что каж­дый час Де­ви­цу Пре­чи­стую вос­хва­ля­ли, здесь еще, на зем­ле, мзду воз­да­вая им. Чтобы все, ви­дя и слы­ша, воз­бла­го­да­ри­ли еди­ны­ми уста­ми и еди­ным серд­цем пре­п­ро­слав­лен­ную Де­ву Бо­го­ро­ди­цу».

Несмот­ря на то, что к Пре­свя­той Де­ве за по­мо­щью в ис­це­ле­нии от раз­лич­ных неду­гов ве­ру­ю­щие об­ра­ща­лись из­дав­на, в Рос­сии лишь в кон­це XVIII ве­ка про­сла­вил­ся спи­сок чу­до­твор­но­го об­ра­за под на­зва­ни­ем «Бо­го­ма­терь Це­ли­тель­ни­ца», на­хо­див­ший­ся в Мос­ков­ском Алек­се­ев­ском жен­ском мо­на­сты­ре.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Целительница, глас 4:

Яко Пресветлая Звездо, просия Божественными чудесы святый Твой образ, Целительнице, подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Целительница, глас 6:

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.