По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

11 апреля 2024

Уроки журналистского мастерства: секреты успешного интервью и личного блога изучили участники Клуба приходских пресс-секретарей

На очередном занятии Клуба приходских пресс-секретарей 6 апреля 2024 года его участники обсудили сразу две темы: особенности интервью и личного блога. С курсантами встретился «батюшка-блогер», настоятель храма во имя Святой Троицы города Ревды иеромонах Тихон (Щербаков).

Об ошибках начинающих журналистов при подготовке к интервью и правилах написания текста, который будет интересен читателю, рассказала координатор проекта Юлия Геннадьевна Зиберт. На вопросы о том, как общаться с аудиторией в цифровом мире, используя формат блога, какие темы будут уместны и как не превратить разговор о вере в погоню за монетизацией личного бренда – поведал гость Клуба иеромонах Тихон (Щербаков). В итоге участники медиасообщества пришли к выводу, что хорошее интервью – это не «просто поговорить», а залогом успешного православного блога является верность Христу, честность и искренность.

Как отметила координатор проекта Юлия Зиберт, в принципе, что такое интервью все понимают – это метод сбора информации и одновременно жанр публицистики. И со стороны складывается ощущение, что это самая простая журналистская работа – задавай вопросы и потом все аккуратно переписывай с диктофона. Однако, это заблуждение.

– Разговор с героем интервью – вершина айсберга, требуется провести подготовку к встрече, быть «в теме», сформулировать цель и определить аудиторию, для которой пишется материал. Важно установить контакт с человеком, уметь не только задавать заранее заготовленные вопросы, но и вникать в ответы и строить на их основе полноценную беседу, выступая самому интересным собеседником. При этом стоит помнить, что «перетягивать одеяло на себя», демонстрируя свои таланты и эрудицию, когда речь идет об интервью – дурной тон, главное – представить и разговорить своего героя, чтобы затем читателю материал был интересен. Пока что мы «прошли» теорию, в планах – попрактиковаться. Для пресс-секретарей на приходах овладеть этим жанром будет полезно, это расширит их возможности в плане освещения деятельности общины, ведь на приходах много интересных людей, достойных стать героями содержательных интервью, – отметила координатор.

Вторая часть занятия была посвящена ведению и «раскрутке» православного блога. Своим опытом миссионерства в сети, создания личного паблика в цифровом пространстве с участниками Клуба поделился православный блогер иеромонах Тихон (Щербаков). Батюшка считает, что религия должна идти в ногу со временем, поэтому он активно использует для катехизации актуальные технологии. Он рассказал, что никаких стратегий завоевания аудитории у него не было и нет, первоначально транслировал контент только для друзей, но затем к его аккаунту стали присоединяться и незнакомые люди, аудитория выросла. Начинал на Periscope, когда площадка закрылась, зарегистрировался в Instagram*, сейчас ведет страничку ВКонтакте и Телеграм-канал «Любовь спасет мир».

Отец Тихон считает, что православные должны быть активными в сети. Батюшка предположил, что выдающиеся святые православные проповедники, причисленные к лику святых, живи они в наше время, наверняка бы активно проповедовал в соцсетях.

На вопрос о секретах ведения блога, отец Тихон сказал, что самое «секретное оружие» православного блогера – это искренность и честность, что очень важно четко осознавать цель своего присутствия в сети, не заниматься самопрезентацией, не собирать вокруг себя адептов, вести не к себе, а ко Христу.

– Я никогда не стремился к известности, я ее не хочу. Когда ко мне подходят на улице, узнают, говорят: «Батюшка, мы вас знаем, мы на вас подписаны», я говорю: «Срочно отписывайтесь и спасайтесь пока не поздно». Я не собираю вокруг себя последователей. Помогает молитва, литургия. Ты понимаешь, что ты не какая-то поп-звезда, что ты хуже тех, кто тебя слушает, но ты призван доносить евангельские истины. К этому мы все призваны, – отметил гость Клуба.

На вопрос о том, как реагировать на негатив со стороны подписчиков, батюшка посоветовал пресс-секретарям не гнаться за «лайками» и «репостами», настроиться на то, что обязательно будет не только доброжелательная аудитория, но и хейтеры (люди, которые пишут немотивированно злобные, оскорбительные и агрессивные комментарии, – ред.). Отец Тихон порекомендовал не исключать юмор, не бояться серьезных тем, общаться с людьми на приходе, особенно с пожилыми прихожанами, жизнь и опыт которых – источник интересной и ценной информации, вызывающей живые эмоции.

Напомним, что Клуб приходских пресс-секретарей создан по благословению митрополита Евгения для подготовки помощников настоятелей по информационной работе и консолидации информационного пространства Екатеринбургской митрополии.

 

* Instagram запрещен в РФ; он принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской