По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

19 января 2024

«Главная задача на ближайшие годы – воспитать воспитателя»: интервью митрополита Евгения «Российской газете»

Фото: Российская газета

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений в интервью «Российской газете» об одной из самых насущных проблем меняющейся на глазах России – об образовании.

Владыка, в конце ноября в Москве прошло заседание Всемирного русского народного собора, в котором вы принимали участие. Образованию на нем уделили особое внимание?

Действительно, речь шла о многих важных вещах, включая образование, о том, как его адаптировать под суверенное Российское государство. Прозвучавшие идеи должны найти отражение в нормативных документах, в реальной жизни, стать руководством для тех, кто занимается воспитанием, наставничеством, обучением. Участники собора – люди, способные сформировать образ будущего нашей страны и описать путь, по которому из сегодняшней точки можно дойти до цели. Они интегрированы в центры принятия решений, разработки правильных форм этих решений. Простой пример: в декабре 2019-го на заседании Всемирного русского народного собора было высказано много интересных идей, касающихся демографии, защиты семьи и государства, нравственного состояния общества. А в 2020-м приняли поправки в Конституцию, и как минимум три формулировки, впервые прозвучавшие на соборе, вошли в Основной Закон.

Сегодня на повестке дня вопрос: как воспитать молодежь? Я вижу только один способ – воспитать воспитателей. В последние годы студенты, да и школьники, мечтают получить образование и уехать. Это же дикость! Государство вкладывает деньги, чтобы обучить людей, которые увезут за границу вложенный в них капитал. Поэтому важным деянием собора стало формирование научной школы – на базе РГГУ создан учебно-научный центр “Высшая политическая школа имени Ивана Ильина”. Его возглавил философ Дугин. Поставлена амбициозная цель – разработать программу цивилизационной идентичности России и воспитательной работы в высшей школе. Эту программу утвердят в ближайшее время.

В чем ее суть?

Работникам высшей школы необходимо рассказать о стране, где мы живем, рассказать, что такое русская цивилизация: византийские корни, средневековое развитие, советский период, новая российская формация. А кроме того, о высоте полета мысли российских философов, духовных лидеров, политиков, что такое русский мир и западная цивилизация – восточная, южная, на каких основах она стоит, чего достигла. Давайте сравним идеологию русского и западного мира: что выше, глубже, красивее. Предполагается, что преподаватели должны понять, насколько сильно, глубоко и высоко то, что есть у нас. Нужно восстановить систему координат, научить их видеть суррогаты, искусственно привнесенные, призванные понизить уровень отечественной школы, гуманитарных моделей. Следует понять, кто готов принять эту идеологию и ее транслировать, а кто не готов, и дальше принимать кадровые решения. Если преподаватели и учителя начнут транслировать идеи, сформированные в течение десяти столетий, они появятся в умах, сердцах, в исканиях студентов. Я счастлив быть частью команды, которая занимается разработкой программы.

Что из себя представляет образованный человек в современных реалиях?

Ответ один во всех реалиях. Смотрите, вот ваш диктофон. У него есть автор, он сформулировал функционал устройства, размер, спектр возможностей. Человек задумал образ и получил образец. Если кто-то что-то неправильно подпилил, подсчитал, на выходе мы получим нечто, не соответствующее первоначальной идее. Точно так же человек должен соответствовать проекту, который Создатель для нас сформулировал. Если человек свой потенциал – ум, здоровье, волю, способность к анализу – использует по назначению, определенному Автором, это образованный человек. Он может жить в деревне. Я таких образованных людей в глубинке встречал! Человек знает историю своего рода, свойства земли, погоды, тонкости характера людей. Пусть корочек у него нет, всего восемь классов, но он воспринял все, что ему дал Бог, и ничего не исказил. А если кто-то имеет три диплома, но он безнравственен, он циник, забыл о родителях, не видит тех, кто рядом и нуждается в помощи, его трудно назвать образованным. Образованный – тот, кто соответствует образцу.

А где ознакомиться с упомянутым вами проектом человека?

 Для меня как для христианина все изложено в Евангелии – замечательном литературном произведении: 2023 года назад автор проекта сам стал человеком и рассказал, каким он хочет видеть человека. И не просто сказал: вот, тренируйтесь, а конкретно – что сделать, чтобы у него получилось. Сложно?

Нет. Но беда в том, что актуальные версии проекта все время меняются. Традиции воспитания – так сложились исторические обстоятельства – у нас постоянно прерываются и радикально трансформируются: из детей растили строителей коммунизма, потом квалифицированных потребителей, теперь на повестке дня патриотическое воспитание. При этом все говорят о возрождении традиций. Каких именно? Возможно ли оно в принципе при достаточно короткой исторической памяти общества в целом?

Сейчас очень важно сломать стенки, стереотипы. Нам говорят: все началось в 1917 году, мы такой стартап создали. Наивно звучит применительно к любой сфере жизни. Нельзя перечеркнуть все, что было в ХХ веке – наследие коммунистов, а ранее – царизма. Нет, мы должны видеть и брать лучшее в сфере воспитания, образования, служения Родине в каждом периоде тысячелетней истории России. Так человек мудрый в лесу собирает всякий съедобный гриб, и его корзина полна. А немудрый говорит: сегодня я иду за маслятами, проходит мимо сыроежек, белых, подосиновиков, груздей… и выходит из леса с пустой корзиной.

Если мы говорим о воспитании, имеем в виду только детей? Необразованного взрослого можно выучить. А как быть с невоспитанным взрослым?

 На этот вопрос очень просто ответил Христос в последний день своей земной жизни. Его распяли на кресте рядом с абсолютно невоспитанным негодяем, преступником. Христа хотели унизить, казнив вместе с отпетыми разбойниками, ведь их смерть народ считал справедливой. Христос одного из них перевоспитал: он ничего не говорил, но своим безмолвным страданием коснулся сердца человека. Такая молчаливая педагогика. Разбойник понял: он сам и его товарищи наказаны за дело, а Христос страдает безвинно – и обратился к нему: “Господи, когда ты придешь, помяни, что я рядом с тобой страдал”. Первым человеком, вошедшим в рай, был не апостол, не святой, а негодяй, который перевоспитался. Именно поэтому в храмах на иконостасе часто на северных или южных дьяконских вратах изображают человека с крестом на плече, входящего в рай. Примеров перевоспитания есть множество и в моей жизни. Взрослые люди приходят в храм с проблемами, тяжелыми грехами, осознают, что больше так нельзя, и меняются, постепенно становятся воспитанными, с человеческой точки зрения – порядочными.

Школа – один из элементов системы воспитания. Каковы, по-вашему, главные недостатки школьного образования?

 Давайте не будем искать виноватых. Месяц назад мы проводили стратегическую сессию на базе ИТ-хаба Уральского отделения Сбербанка в Екатеринбурге. Она как раз была посвящена образу идеального учителя – такого, каким россияне хотели бы видеть педагога через десять лет. Но сначала надо описать, формализовать: каков учитель сегодня, его особенности, выявить негативные и позитивные стороны и понять, каким путем идти к идеальному образцу. Современный учитель перегружен бумагами и отчетами, ответственностью перед учениками, хотя у него нет никаких рычагов воздействия на ребенка. Его социальный статус невысок. Учитель очень уставший. А в некоторых странах он один раз в семь лет получает годовой оплачиваемый отпуск, отдыхает, читает, путешествует, познает мир и возвращается в школу с огромным потенциалом. Ситуацию надо менять, чтобы через десять лет получить другого педагога – с высоким авторитетом перед семьей и учениками, компетентного, с хорошей зарплатой. Учитель – носитель нравственных знаний и компетенций, традиционных духовно-нравственных ценностей, интересных идей, направленных на созидание личности и государства. Если мы воспитаем такого педагога, изменится и пространство школы, вуза.

Основы религиозной культуры и светской этики преподают в школе более десяти лет, причем еще не так давно довольно формально. Изменилось ли что-то в последние годы, есть ли конкретные примеры, факты, цифры?

Да, ситуация меняется. Проблема была простая: педагоги не любили свой предмет. Отсутствие интереса передается детям, и воспитательного эффекта нет. Поэтому три года назад мы создали образовательную онлайн-площадку, пригласили самых ярких преподавателей, профессоров, докторов наук, тех, кто может зажечь педагогов. “Клевер-лаборатория” – сообщество учителей, клевер похож на крест… и это очень питательная трава. Начали в декабре, за месяц выучили 30 педагогов – первая группа. Во второй год обучение прошли 600 человек, а на сегодня – три с половиной тысячи из 76 регионов России. Сообщество объединило 220 тысяч учителей – тех, кто читает статьи, смотрит вебинары, берет методические разработки. За три года педагоги обучили шесть миллионов детей. В сравнении с прошлым годом число тех, кто выбрал модуль “Православная культура”, выросло на 1,5 процента – еще 25 тысяч детей и 500 учителей. И это не административный ресурс, не реклама, а интерес.

Предмет, безусловно, имеет большой потенциал для влияния на личность ребенка. Но очень часто родители, особенно молодые, говорят: только мы можем воспитывать наше чадо, ни школа, ни государство, ни церковь не имеют права вмешиваться…

Владыка Евгений: Рано или поздно ребенок вырастает, влияние родителей и семьи перестает быть безусловным, появляются новые предпочтения. И, если родители не смогли поддержать авторитет учителя, тренера, писателя, режиссера, кого выберет ребенок из своего окружения? Это же лотерея. Я считаю: правильный родитель, сохраняя личный авторитет в глазах ребенка, должен воспитывать у него вкус, чтобы он, оказавшись в дворовой компании, среди новых друзей, погрузившись в соцсети, мог понимать, к кому на самом деле стоит прислушаться, а кто – огонек, мимо которого надо пройти. Убежден: мудрый родитель способен дать много точек опоры ребенку.

Владыка, а кто на вас оказал влияние, кого вы называете учителем?

Если идти от взрослой жизни к детству, ближайшим Учителем с большой буквы, важным человеком для меня стал мой предшественник на Екатеринбургской кафедре – митрополит Верхотурский и Екатеринбургский Кирилл, человек широкой и красивой души. После родителей он вторая личность, равновесная им. Повлиял на меня и первый батюшка, которого я встретил в Москве, – отец Александр Шаргунов. Он, слава Богу, жив и здоров, хотя ему много лет. Авторитетом и учителем считаю старшего брата – человека очень яркого склада ума и интересных принципов, кандидата физико-математических наук, у него большая семья. Мои школьные учителя – прекрасный мир. И еще: через 10 лет после окончания школы колоссальным открытием для меня стала русская литература – Достоевский, Пушкин, Толстой.

Ключевой вопрос

Кто играет главную роль в воспитании – государство, семья, школа? Или, как говорят, все определяет генетика?

Слово какое – “вос-питание”! Кто-то кого-то чем-то питает. И питание – оно сбалансированное, белки не важнее углеводов. Вот и у человека все должно быть в правильной пропорции – школа, вуз, государство, церковь, семья, генетика. Нельзя говорить: школа отвечает за все. Мы несем ответственность друг за друга. Задача государства – сделать так, чтобы семья, школа, культура, идеология не деформировали личность.

Скажем, в СССР позднего времени при всей его идеологической узости все было сбалансированным в плане социальной ответственности, возможности реализации талантов. Для этого нужна идея. Да, идеология у нас запрещена, но идея должна быть. Если человек хочет стать спортсменом и ставить рекорды, он подбирает диету, чтоб она помогала ему в достижении результата. Диету в контексте нашего разговора подбирают исходя из идеи, цели. Государству следует сформулировать идею, то, ради чего мы живем. Хотелось бы создать в нашей стране такую систему координат, чтобы, потрудившись, создав семью, воспитав детей, перешагнув порог жизни и смерти, человек оказался в другом измерении, а оно соответствовало бы земному, предложенному государством.