О смысле Великого поста, почему верующие ждут этот период с воодушевлением, рассказал в интервью «АиФ-Урал» клирик Свято-Троицкого кафедрального собора, духовник Екатеринбургской духовной семинарии священник Константин Корепанов.
— Когда ты держишь гастрономический пост, но при этом ходишь надутый на весь мир, обновления не происходит – ты не прикоснулся к свету. Главный же смысл Великого поста – как раз в обновлении, — говорит отец Константин.
Баня пакибытия
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: — Отец Константин, Великий пост – время ограничений, воздержания. Почему же верующие ждали его с воодушевлением?
— Помните, в нашей с вами юности, когда рамы в квартирах ещё были деревянными, в апреле хозяйки мыли окна – это был некий «обряд». А помните ту радость, которую испытываешь, глядя на чистые, избавленные от паутины, грязи, пыли, сверкающие стёкла, сквозь которые светит весеннее солнце? Я, например, скучаю по тем временам, для меня в этом было какое-то волшебство, в конце каждой зимы я ждал, когда, наконец, будут мыть окна. А чуть позже выставляли первые рамы, комната наполнялась светом и будто становилась просторнее.
Так и Великий пост – это праздник обновления. Обновления души. Ты смотришь на жизнь иначе, потому что с тебя смывается пыль, грязь, всё наносное. Да, мы понимаем, что это не навсегда, что такое состояние души – повседневность только лишь для монахов, но ведь и в баню мы ходим, зная, что в скором времени утратим свежесть тела. Хотя в бане жар, человек ещё и веником себя хлещет, казалось бы, сомнительное удовольствие, а он выходит оттуда счастливым. Как говорят? Баня пакибытия, то есть баня, очищающая для будущей жизни, подготавливающая к будущей жизни. Вот и, проходя через Великий пост, мы приобщаемся к чистоте, обновлению…
— «Как заново родился» — говорят после бани.
— Вот-вот, смысл поста именно в этом.
— В представлении многих невоцерковлённых людей пост связан исключительно с некими гастрономическими ограничениями. Но это ведь не так?
— Совсем не так. В такой трактовке есть некий изъян репрезентации поста. Причём не только в неверующем сообществе, но и порой в церковном тоже. В своë время поколение 90-х «ворвалось» в Церковь и восприняло Великий пост с узкой, гастрономической стороны. Между тем, когда мы читаем книги, посвящённые Великому посту, мы видим, что этой стороне уделяется вторичное, если не третичное внимание. По Священному Писанию, по богослужебным книгам, Великий пост – это изменение внутреннего человека.
Речь идёт о двух главных составляющих. Первая – это милость. Не столько в смысле милостыни – денег дать (хотя это тоже предполагается), главное – это изменение отношения к окружающим нас людям. Это то, что у нас в суете не получается, о чём мы забываем, что мы забрасываем, причём и верующие, и неверующие, церковные и не церковные, – увы, менее всего мы заботимся о наших ближних. Великий пост – время обратить внимание на тех, кто рядом с тобой, время изменить формат отношения к ним на тот, что обеспечит тебе вхождение в будущую жизнь, да и просто сделает тебя достойным человеком.
Время – главный ресурс
— В чём проявляется этот формат?
— В терпении, снисхождении, заботе. Я всегда привожу такой пример: наступил Великий пост – достаёте хорошую книгу, зовёте детей и начинаете читать. Я даже не говорю о святых отцах, Библии – просто хорошую книгу, которую вы любили в подростковом возрасте: Жюль Верна, Фенимора Купера, Владислава Крапивина… Дети будут в восторге! Они ведь зачастую даже не знают, что так можно проводить время. И поверьте, потом они будут спрашивать в нетерпении: «Папа, а когда Великой пост?» Есть замечательный фильм на эту тему – «Шоколад» с Жюльет Бинош и Джонни Деппом. Там в проповеди священник говорит: «Всё дело не в том, от чего мы отказались, а в том, что мы дали окружающим нас людям».
Речь, подчеркну, не просто о заботе, потому что как мы заботимся? Ой, лобик горячий, на, выпей лекарство и… ушли. А я, например, помню, как папа сидел со мной ночь напролёт, когда я болел. Я был во втором или третьем классе, но запомнил это на всю жизнь. И что бы потом у нас с папой ни было, я всегда помнил отца, который сидит со мной рядом на кровати, потому что я болею. А наши дети этого лишены. Мы не находим времени посидеть рядом с ними. Вот и надо развернуться лицом к близким, уделить им время, ведь это самое драгоценное, что у нас есть. Время – главный ресурс нашей жизни. Поэтому давайте посидим и почитаем. Или погуляем, потому что пост и хочется побыть вместе, отрешившись от суеты. Будем звонить маме каждый день, а не от случая к случаю, как обычно. «Что случилось? Почему ты звонишь?» – «Потому что пост, мама».
Словом, внимание к близким – важная составляющая Великого поста.
— А другая важная составляющая?
— Молитва. Великий пост – время, когда человек учится молиться не впопыхах. Долгие службы, мы не смотрим телевизор, не сидим в новостях, не идём на праздничные тусовки… Но ведь не просто «не идём», «не сидим», «не смотрим», это время надо чем-то заполнить. И что толку, что я сижу на хлебе и воде, от этого что во мне изменится? Жизнь-то качественно не поменяется. Для того чтобы жизнь поменялась, нужно отобрать своë время у суеты и отдать его, повторюсь, своим близким и молитве Богу. Время Великого поста нужно использовать для того, чтобы выстроить отношения с Богом. И мы начинаем молиться. Если не умеем, учимся молиться, читаем об этом книги, думаем, вспоминаем свои грехи, чтобы их исповедовать, загладить.
То есть пост – это, по сути, обновление человека, обновление отношений с близкими и обновление отношений с Богом через молитвы.
— Это, мне кажется, гораздо сложнее, чем не есть колбасу.
— Конечно. А главное, вот ты не ешь колбасу, молоко не пьешь, от шашлыков отказываешься и собой доволен. Но в душе-то у тебя ничего не происходит, обновления-то нет. Наоборот, нарастает раздражительность: я-то пощусь, а вот эти безбожники как колбасу ели, так и едят. Я раздражаюсь, я возношусь, я делаю всё то, что Христос запретил делать, говоря: «Не будьте фарисеями».
Повторюсь, один гастрономический пост ни к какому обновлению не приведёт. Другое дело, если ты проведёшь время с детьми. Или с женой. Или с родителями. Для них это будет радостью, и отношения изменятся, восстановятся – вот это, действительно, будет обновлением.
Свет и радость
— Думаю, не ошибусь, если скажу, что многие воспринимают пост как что-то унылое – 40 дней без развлечений.
— Можно сказать «40 дней без развлечений», а можно сказать «40 дней с радостью». Я помню, как в 1990 году впервые постился Великим постом, – это было самое удивительное время, как будто, действительно, всё вокруг вымыли, вычистили. И была невероятная радость. Хотя всей глубины поста я тогда ещё не понимал, осознал её позже. Другой пример, приезжаю летом в Питер, в гости к моим верующим друзьям, которые впервые постились Великим постом, они говорят: «Мы так тоскуем, что пост закончился!» Понимаете, ты от чего-то отказываешься, но что-то получаешь, иначе смысла нет. Поэтому я и говорю: когда ты держишь гастрономический пост, но при этом ходишь надутый на весь мир, обновления не происходит – ты не прикоснулся к свету. Свет и радость – это одно и то же. Если вернуться к аналогии с окнами, согласитесь, мыть их не очень приятное занятие, но, когда ты видишь, как меняется игра света, ты радуешься. И, когда ты начинаешь изменять отношение к людям и к Богу, у тебя радостнее становится на сердце. Если же ты не становишься радостнеее, значит, ты делаешь что-то не так.
Пережить опыт приобщения к радости – в том числе и в этом ценность Великого поста. Церковная жизнь – это не отказ от какой-то избыточности, а вход в иное бытие, в котором жизни гораздо больше. Поэтому, когда спрашивают, какие ассоциации у меня с Великим постом, неизменно отвечаю: «Весна, выставляются первые рамы…» Потихоньку тает снег, светит солнце, скоро появятся почки (уже сейчас, если срезать веточки тополя, поставить их в вазу, появятся листочки), зацветёт верба… Весна – это время пробуждения, и ты чувствуешь, что твоя душа пробуждается для жизни, в ней просыпаются чувства, о которых ты забыл, желания, которые ты когда-то предал. Из человека суетного ты превращаешься в человека, для которого важны семья, отношения с Богом, перспектива, – оказывается, я могу сделать что-то радостное для людей, могу привнести радость в этот мир.
— В таком случае какую роль играет гастрономическая составляющая поста?
— Самое главное – это дисциплинарная роль. Когда ты плотно поел, хочется полежать, на что-нибудь поглазеть, расслабиться. А когда ты себя ограничиваешь, сдерживаешь, не переедаешь, ты способен на что-то большее. Соблюдая гастрономический пост, ты ставишь себя в некие рамки, для того чтобы сделать что-то действительно важное.
— А как быть, если в Великий пост не всё получается сразу: прикрикнул на ребёнка, поссорился с женой, отмахнулся от чьей-то просьбы?
— Для церковного человека в этом нет такой проблемы – он приходит на исповедь, плачет, примеряется с Богом. По идее, и для не церковного человека не должно быть проблемы, просто мы разучились бороться с собственными ошибками. Нам вскружили голову обязательным успехом, в традиционных цивилизациях такого не было. Жизнь может быть успешной и неуспешной, падения, ошибки в ней были и будут всегда. И нас в советском и досоветском обществе учили – ошибки случаются, но мы встаём и идём дальше. Какой смысл, допустив ошибку, возвращаться назад? Упал в грязь, встал, помылся, почистился и идёшь дальше. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Совершенных людей нет, мы все ошибаемся, и, набив шишку, мы приобретаем опыт. Ребёнок не научится ходить, если он не падает, не научится бегать, если не разбивает коленки… Падения, ошибки – это необходимые условия развития человека. Но нас почему-то научили, что ошибки неприемлемы. Их не принимает общество, их не принимают близкие… А на самом деле, надо просто научиться адекватно воспринимать собственные ошибки. И пост этому учит. Я совершил что-то не то, потому что я, во-первых, человек, во-вторых, грешный человек. Но я не должен этим заморачиваться и всю жизнь посвящать осмыслению этой ошибки.