О важности присутствия в жизни каждого христианина дел милосердия, о духовной жизни и достижения Царствия Небесного рассказал на примере евангельской притчи о богатом и Лазаре за архиерейской Божественной литургией протоиерей Виталий Агошков, настоятель Александро-Невского храма села Балтым.
— Притча о богатом и Лазаре говорит о том, что наша физическая жизнь, в которую мы пришли, дана не только для того, чтобы мы пожили для себя, для своего удовольствия, а для того, чтобы мы стяжали Царство Небесное. Чтобы мы, исполняя заповеди Христовы, исполняя закон Божий, достигли спасения. Господь в той же притче уподобляет жизнь человека строительству дома. При строительстве необходим прочный фундамент, необходимо возвести стены, перекрыть дом крышей. Так и в жизни человека.
Для человека фундамент – это Христос. Нет иного фундамента крепче, чем Христос и его учение. Далее человек, получив веру — положив прочное основание, возводит стены, а стены – кирпичик за кирпичиком – это добрые дела. Но нельзя класть кирпичи без цемента, они рухнут и развалятся. Цемент – это терпение, смирение. Без них никакие добрые дела нам не будут в пользу. И лишь когда возводится все задние, ставится крыша. Крыша – это любовь. И пока человек живет на земле, он должен творить заповеди Христовы, должен служить ближнему. И поэтому Господь, заботясь о нашей жизни, так устраивает, что мы постоянно встречаемся с нуждой того или иного человека. И это не случайные встречи. У Бога всегда все распланировано, Господь всегда знает, кому что нужно для спасения. Поэтому человек, встречаясь с другим, испытывающим нужду человеком, он должен понимать, что в лице этого человека может быть Христос.
И когда придет время предстать перед Христом, Он отметит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Все добрые дела, помощь ближнему – это все для Христа. Это ответ на вопрос богатого, почему он попадает после смерти в ад, а нищий Лазарь – на ложе Авраамово. Потому что дело не в богатстве, а в отношении к Богу, в уповании на Него.
Богач, о котором речь в причте шла, жил без нужды, у него все было. И помочь нищему Лазарю было не трудно, тем более, что тот не просил многого, а мечтал, чтобы крохи смели, которые все равно выбрасывались в доме богатого. Но этого никто не делал. Богатый человек буквально запинался о нищего, но не замечал. И лишь когда попал в ад после смерти, вспомнил и о Лазаре, и об его нужде. Вина богача состояла в том, что он жил только для плоти, без меры наслаждался земными благами и совершенно заглушил в себе всякое проявление духовной жизни. Именно этим он и приготовил себе горькую участь.
Подлинная вера начинается с покаяния, то есть с осознания своей недостаточности, своей духовной бедности и греховности. Нищий Лазарь получил награду Небесную, конечно, не за нищету материальную, а за сознание своей нищеты духовной.
По словам пастыря, данная нам жизнь не вечна. Рождаясь, мы сразу становимся в очередь за смертью. И в этой очереди мы постоянно движемся – каждую секунду на земле умирает человек. И, что самое парадоксальное, мы не сможем встать в конец этой очереди снова, не сможем из нее выйти. Когда придет наш черед, с чем мы придем к этому рубежу?
— Зависит от того, с чем человек жил. И никогда не поздно покаяться, изменить, хотя бы попытаться что-то поменять в своей жизни, потому что за гробом нет изменения…, — говорит отец Виталий. — Если мы будем стараться здесь, в этой жизни, ближнему послужить, не сомневайтесь, Господь примет нас, все наши грехи очистит, все наши недостатки восполнит, и будем с Ним в Царствие Небесном.