По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

5 ноября 2023

«Стяжать добрую одежду своей души»: митрополит Евгений совершил Божественную литургию в храме во имя святых Бориса и Глеба города Екатеринбурга

Сегодня, 5 ноября 2023 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил Божественную литургию в храме во имя святых Бориса и Глеба города Екатеринбурга.

Высокопреосвященному владыке сослужили настоятель Борисоглебского храма протоиерей Олег Шилков, настоятель Александро-Невского храма села Балтым протоиерей Виталий Агошков и другие клирики Екатеринбургской епархии.

Борисоглебский храм на улице Раевского Кировского района – один из самых молодых в уральской столице, был заложен в ноябре 2011 года. Спустя два года, в ноябре 2013 года, в праздник иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», был совершён чин освящения храма. Десятилетие со дня освящения Дома Божия стало добрым поводом, чтобы собраться всем приходом во главе с правящим архиереем и молитвенно почтить столь значимое событие. 

Святых Христовых Тайн в этот день приобщились большинство членов этой крепкой православной общины.

По окончании богослужения владыка митрополит обратился к присутствующим с архипастырским словом, поздравив всех с сегодняшним праздником. 

В слове проповеди архипастырь напомнил о вчерашнем событии, связанном с обретением московского списка с Казанской иконы Пресвятой Богородицы – чуде, о котором свидетельствовал вчера Святейший Патриарх. 

– Я удивился, и сердце мое возрадовалось, – поделился владыка Евгений. – Дело в том, что сколько помню себя в Церкви, столько на Дни памяти Казанской иконы Божией Матери всегда лёгкий налет грусти. Потому что та самая Казанская икона, которую обрела отроковица Матрона, которую прославил Патриарх Гермоген, которая была принесена в Москву и избавила от поляков – эта икона была утеряна, после революции она исчезла. Были разные версии: то ли ее увезли за границу, то ли большевики сожгли ее вместе с другими иконами. То ли ее кто-то забрал себе –  благочестивый или какой-нибудь неблагочестивый коллекционер. Неизвестно. И есть только списки. И радовались, что в Петербурге, в Казанском соборе, есть список – древний чтимый чудотворный. Что в Богоявленском соборе в Елохово есть чудотворная икона Казанской Божией Матери. Но и в возрожденном Казанском соборе города Казани тоже эти иконы есть. Этим утешались. 

Но вчера совершенно, как гром среди ясного неба, в самом лучшем смысле этого слова, Святейший Патриарх после службы в Кремле вышел, вынес образ и сказал о том, что обретена, найдена та самая икона Пресвятой Богородицы именуемая Казанской. О том, какие подробности и как это произошло, где она хранилась, и кто ее сохранил, Святейший обещал рассказать позже. (…)

Владыка Евгений отметил, что обретённая святыня теперь будет находиться в Казанском соборе на Красной площади. Собор этот был специально построен, чтобы стать ковчегом для Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

– Знаете, какое чудо – милость Божия вселенского масштаба. Мы вчера только вспоминали, как была избавлена Москва от нашествия поляков, как закончено было смутное время предстательством Пресвятой Богородицы, – сказал Владыка Евгений. – И так хочется, чтобы Матерь Божия и сегодня умирила, утишила, и явила чудо в собирании нашего народа вокруг Господа, вокруг святыни, вокруг заповеди Его, и ради этого избавила от тех нестроений, которых мы очень много и очень долго вкусили. Пресвятая Богородицы, помогай нам и спасай нас!

Глава Екатеринбургской митрополии поблагодарил настоятеля прихода протоиерея Олега Шилкова за несение послушания руководства приходом. И отметил6

– Бывает, зайдёшь в храм, такой как ваш, и такое ощущение, что зашел в какой-то древний собор Афонского монастыря, – отметил Владыка Евгений. – Именно здесь такое ощущение присутствует. Потому что множество икон взирают, потому что люди с большой любовью храм этот созидали. 

Архипастырь вспомнил слова псалмопевца Давида, который сказал пророчески о Церкви и о Матери Божией: «Вся слава Дщере Царевы внутрь». 

– И вот вся слава, она внутри Ея, – подчеркнул Владыка. 

По словам архипастыря, сегодняшний богач в евангельском повествовании одевался в порфиру – в такую одежду, чтобы всем было видно его достоинство. И получается, что все богатство его было снаружи. В его одежде богатой, в его еде, которой был переполнен его стол, в его доме, который он построил для себя, а внутри – пустота.

Совсем иное – бедняк Лазарь. О его одежде не упомянуто. Упоминаются язвы и раны – он был весь облеплен этими струпьями. Такова была его «одежда». 

– Но почему он взошел на ложе Авраама? А потому что внутри его не было пусто. У него была жизнь. И, судя по тому, что он взошел на лоно Авраама, была жизнь духовная, – сказал Владыка. 

Если у богача душа была, как пустая собачья будка, то душа Лазаря, несмотря на его нищету, вмещала в себя все – и порфиру, и дом, и явства, и много больше. 

– Лучшим примером правильного наполнения души является Пресвятая Богородица, – сказал архипастырь. – Она всегда была скромна во внешности, скромна в своих одеждах, одевалась просто, в то, что сама своими руками ткала, изготавливала, шила. Но всем этим скромным одеянием она покрывала огромное богатство своей души, души своего сердца, которое было обращено всегда к нашему Господу. И Церковь, которая тоже является дщерью Небесного Отца, тоже всегда внутренне преисполнена богатства. И храм самый скромный по внешности. 

Владыка привел в пример храм, в котором служил святитель Иоанн Шанхайский. Первоначальная Европейская кафедра была в Париже. «Собором» владыке служил гараж. В нем не было ни окон, ни вентиляции, всегда было сыро и холодно. Этот храм был освящен во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, и посвящен памяти святых Царственных страстотерпцев. Так Владыка словно прозревал будущее, и незримо прокладывая нить к Екатеринбургской Голгофе, верил, что на месте зловещего подвала когда-нибудь поднимется Храм.

Многочисленные желающие стремились в этот «гараж», потому что во время Божественной литургии они «видели такую славу, такую силу, они были причастниками такой благодати, которую нельзя было найти ни в самых лучших дворцах Парижа, Лондона или каких-то иных, близлежащих к этому гаражу странах». 

Глава митрополии пожелал, чтобы «наша слава была не в одежде». Чтобы мы уподоблялись не богачу, но Лазарю, и чтобы внутри нас была вот эта слава Господня.

Такой пример нам подала и святая Царская семья Государя Императора Николая – они тоже одевались в дорогие одежды, но внутри, в сердце, в жизни каждого из членов Царской семьи, и семьи в целом была эта слава. 

– Они искали не блесток пришить, а искали правду Божию совершить. И внутри, в сердце у них жила слава Господня. Поэтому мы сегодня почитаем их как святыню, потому что они взошли туда же, и на лоно Авраама, и выше его, – сказала владыка. – Подводя какой-то итог, хочется сказать, что каждой человек, вне зависимости от его размера жилплощади, от того, на чем он перемещается – на трамвае или на каком-то дорогом автомобиле – есть у каждого возможность вот эту славу нашего Небесного Отца внутрь себя собрать.

Каждый храм, вне зависимости от его размера, и от того, из чего изготовлены его стены, может быть наполнен благодатью, а может быть пуст и безжизненен, как тот бедный богач. И каждый человек может стать носителем того, что стяжал этот Лазарь, а также и Иаков, брат Господень, память которого сегодня чтит Церковь. А может быть пустым, как тот бедный богач.  

– А если та слава, о которой говорит псалмопевец, будет наполнением нашего ума, нашего сердца, то никакая одежда не помешает войти в обители Небесные. Чего хочется пожелать и себе, и каждому и каждой из вас, – напутствовал митрополит Евгений. – Хотелось бы пожелать подражать по мере сил стяжать добрую одежду своей души.

Владыка Евгений сказал о сугубой молитве о рабе Божием Евгении, воине, который в свое время приложил огромные усилия, чтобы построить, украсить этот храм, а ныне находится на передовой. 

– Храни его Бог сегодня там, на рубежах где он за нас воюет! – сказал Архипастырь. 

В этот день наград Русской Православной Церкви в связи с 10-летием со дня освящения храма во имя святых Благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, были удостоены клирики и прихожане.

 

Епархиальных наград удостоены:

протоиерей Виталий Агошков – первый настоятель храма св. князей Бориса и Глеба, возглавлявший приход в 2013 – 2016 годах, а также организатор с 2014 года чтения неусыпаемой Псалтири  Лев Николаевич Козлов; 

Раиса Федоровна Шошина, работник трапезной, отметившая 70-летие; 

Галина Михайловна Булатова, работник трапезной, празднующая 75-летие;

Эдуард Сергеевич Фотеев, благотворитель, директор ООО «Нартекс»;

Василий Иванович Веглев, алтарник и завхоз, отметивший 65-летие. 

Архиерейской грамотой награждены:

Георгий Михайлович Заварзин, благотворитель, директор ООО «ДОТ»;

Ярослав Иванович Яровой за организацию ночных дежурных в храме с 2013 года; 

Ярослава Григорьевна Ровная, работник церковной лавки и садовник с 2013 года. 

Также наград удостоены:

звонарь Василий Сергеевич Андреевских,

помощница в украшении храма цветами Ольга Владимировна Чернышова,

работник церковной лавки Маргарита Мирсандовна Фархутдлинова,

директор Воскресной школы Андрей Викторович Александров.

Отметим, храм святых благоверных князей Бориса и Глеба уникален тем, что возведен по той же технике, что и известная всем Церковь Преображения Господня в Кижах – «без единого гвоздя». Интересно и то, что это единственный храм в Екатеринбурге, где регулярно совершаются богослужения на греческом языке – языке, на котором молились первые христиане. Греческому здесь обучают и взрослых, и детей педагоги воскресной школы. Подобно тому, как Борис и Глеб сочетали в себе русскую и греческую кровь, так и екатеринбургский храм, построенный в русском стиле, внутри весь исполнен греческими святынями. В храме хранятся несколько икон, написанных на Афоне специально для Борисоглебского храма.

ПОСМОТРЕТЬ ФОТОГАЛЕРЕЮ