С 30 октября по 5 ноября 2023 года в храмах уральской столицы звучала византийская музыка и древнерусские распевы, состоялся фестиваль колокольного звона, прошли лекции и мастер-класс, посвященные каллиграфии. В мероприятиях приняли участие гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Краснодара. Проект подготовлен совместно с Екатеринбургской епархией, получил благословение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения и поддержку Императорского Православного Палестинского Общества и Благотворительного фонда имени Ивана Саввиди.
Открытие фестиваля «Истоки» в Екатеринбурге» состоялось 30 октября в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре. Божественная литургия прошла в сопровождении византийских распевов хора сестёр обители.
Далее каждый день Фестиваля начинался с Божественной литургии в одном из храмов Екатеринбурга, за которой исполнялись византийские распевы.
Среди значимых событий фестиваля можно назвать круглый стол по колокольному звону «От мала до велика», цикл мероприятий в Екатеринбургской духовной семинарии, посвященный древнерусским и византийским певческому искусству и каллиграфии, концерт «Мелодии Византии» в Культурно-просветительском центре «Царский», концерт колокольного звона. Уже 31 октября екатеринбуржцев пригласили в храм Вознесения Господня на интереснейшую лекцию-концерт искусствоведа Алексея Елина и хора «Святой Лука».
1 ноября в Уральском колокольном центре прошел круглый стол «От мала до велика. Колокольный звон как инструмент воцерковления». На встрече звонари Екатеринбургской и Санкт-Петербургской митрополий онлайн обсудили разные вопросы по кампанологии, особенностям различных колокольных звонов, воцерковление через колокольный звон.
Участники круглого стола заслушали выступления опытных звонарей, в том числе, – по видеосвязи пообщались со звонарями Андреем Ивановым и Владимиром Кайчуком из Санкт-Петербурга. Большой интерес вызвали доклады звонарей Уральского колокольного центра Ксении Ивановны Кабановой и Светланы Владимировны Кельдюшевой. Ксения Ивановна рассказала о миссионерском и катехизаторском значении колокольного звона, а Светлана Владимировна – об отливке колоколов в память о погибших воинах на СВО и размещении их на колокольне с. Клевакинское Режевского района. Поделилась опытом реализации проекта «Архангельский благовест», организованном при поддержке Фонда президентских грантов, благодаря которому в Екатеринбурге начались занятия по основам колокольного звона с детьми участников СВО при 32-м военном городке.
В этот же день в библиотеке храма Вознесения Господня руководитель хора Благовещенской греческой церкви Серафим Астахов рассказал об азах написания византийской музыки и провел мастер-класс «Гласовое византийское пение». Присутствующие смогли не только познакомиться с византийскими гласами, но услышать правила написания византийской музыки, и даже попробовать ее исполнить.
Очень насыщенным в программе фестиваля стал день 2 ноября – в конференц-зале Духовно-просветительского центра Ново-Тихвинского женского монастыря состоялась лекция с музыкальными комментариями Глеба Мелихова «Византийская музыка и Ближний Восток: история культурного взаимодействия». Затем фестиваль продолжил свою работу на площадке Екатеринбургской духовной семинарии.
Художник и иллюстратор, выпускница Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица по специальности «Графический дизайн» Маргарита Олеговна Чувикина прочитала лекцию «Древнерусская каллиграфия как культурный код России» провела для желающих мастер-класс по каллиграфии русской вязи.
– Благодарю за мастер-класс! – написала отзыв участница мероприятия Анна Емельянова. – Впервые в жизни держала в руках перо! Очень интересный опыт! Хочется продолжения!
Также состоялась лекция заведующей кафедрой церковного пения Екатеринбургской духовной семинарии, руководителя направления подготовки «Древнерусское певческое искусство» уральской консерватории, доктора искусствоведения, профессора Оксаны Евгеньевны Шелудяковой на тему «Древнерусское отделение уральской консерватории. Пещное действо».
Создатель хора «Древняя Русь», выпускница Санкт-Петербургской консерватории Юлия Назаренко провела беседу на тему «Есть ли жизнь после ДПИ? Опыт применения знаменного пения в клиросной богослужебной практике».
Художественный руководитель Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки» и председатель оргкомитета, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Державная» Санкт-Петербургской епархии протоиерей Димитрий Кулигин рассказал о «Византийских и древнерусских традициях в публикациях альманаха «Истоки»».
Клиросный ансамбль храма в честь Казанской иконы Божией Матери «Кантос» выступил сотрудниками, преподавателями и студентами Екатеринбургской духовной семинарии, а также гостями фестиваля с концертом.
4 ноября, в День народного единства и памяти Казанской иконы Божией Матери, после торжественной архиерейской литургии и общегородского крестного хода состоялся концерт византийской музыки «Мелодии Византии». Византийский хор «Святой Лука» под руководством Екатерины Сипатовой (Екатеринбург) и хор Благовещенской греческой церкви под руководством Серафима Астахова (Ростов-на-Дону) познакомили слушателей с красотой византийских распевов. После концерта художественный руководитель Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки» протоирей Димитрий Кулигин вручил участникам благодарности и экземпляры нового издания альманаха «Истоки».
5 ноября, в завершающий день фестиваля, состоялся концерт колокольного звона в храме Рождества Христова. Звонари Екатеринбурга наполнили этот солнечный воскресный день колокольными звонами различных традиций, радуя слушателей и прихожан храма.
– Наш фестиваль называется «Истоки», потому что мы обращаемся к нашим истокам. Но мы занимаемся не просто некой абстрактной древностью. Меня как священника и как верующего человека интересуют истоки духовные, поэтому, что касается церковного пения, мы вплотную занимаемся знаменным распевом. Однако мы не чураемся вообще православных истоков, и Византия для нас отнюдь не далека. Византийский распев – как брат со знаменным пением, – рассказал художественный руководитель фестиваля «Истоки» протоиерей Димитрий Кулигин. – Наша цель – не просто некая популяризация древних распевов. Наша цель – показать, что молитва, которая была сотни лет назад (это молитва и Сергия Радонежского, и Александра Свирского, и Симеона Верхотурского, и Димитрия Прилуцкого, и многих других святых), была именно под знаменный распев. Многим дорог именно этот распев, и это не просто так.
Наша задача – показать, что это не фольклор, это реальная молитва, реальное пение, которое может быть современным, в контексте современного бытия Церкви может быть актуальным и очень нужным.
Чем дальше идет цивилизация, тем больше существует опасность суеты. Есть знаменитые слова: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно». Но люди не то, что забывают об этом, а не успевают даже вспомнить. И византийский, знаменный распевы как раз способствуют тому, чтобы человек не забывал созерцать и в небесах видеть Бога.
Напомним, Всероссийский фестиваль православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки» с успехом проходит четвертый год подряд в различных регионах России – Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Пскове. Уральская столица последние два года – одно из значимых мест проведения мероприятий фестиваля.
Цель Всероссийского фестиваля «Истоки» – возрождение и популяризация православных певческих традиций и колокольного звона. Он направлен на сохранение культурного и духовно-музыкального наследия России, на популяризацию русской национальной музыкальной культуры и на взаимодействие церковных традиций со светским сообществом в области культуры и искусства.