С самого начала своего служения Иоанн Кронштадтский активно занимался благотворительностью: основал Дом трудолюбия (работный дом с мастерскими), школу для бедных, женскую богадельню, детский приют. Со временем слава о духовных дарах священнослужителя, бескорыстии и помощи распространилась по всей России.
На портале Президентской библиотеки размещены многочисленные материалы, рассказывающие о жизни и деятельности святого праведного: его дневник, беседы и поучения, представленные в полном собрании сочинений, «Ответ отца Иоанна Кронштадтского Льву Толстому на его „Обращение к духовенству“» и многие другие. Особое место занимают воспоминания современников о выдающемся пастыре.
«Везде он один, со всеми одинаковый, обходительный, ласковый и приветливый, – чудная и удивительная натура! Мало любить такого человека – перед ним благоговеешь!» – эти слова одного из прихожан о святом праведном Иоанне Кронштадтском приводятся в книге «Отец Иоанн среди народа» (1896).
Вот что пишет в своих воспоминаниях «Три раза в Кронштадте у о.Иоанна» (1903) протоиерей Александр Соловьев: «Тысячи народа, люди разных званий и положений с разных концов обширной Руси устремляются в Кронштадт к о. Иоанну. Народ идёт, чтобы повидать батюшку, принять от него благословение, укрепиться его молитвою в немощной и скорбной жизни, спросить совета, указаний». Соловьёв также вспоминает, как отец Иоанн отдал последние деньги трем друзьям-однокашникам, специально приехавшим в Кронштадт послушать его проповедь.
Современники особо отмечали внешность отца Иоанна, которую они сравнивали с обликом истинного христианского пастыря: смиренный вид, открытое и мирное лицо, ласковые голубые глаза. Но более всего поражали прихожан его речи, задевающие самые потаенные струны души. «Голос – второй тенор – чистый, звучный. Произношение – членораздельное, отчётливое, отрывистое. Одно слово скажет о. Иоанн скороговоркою, другое – протяжно, чуть не по слогам разобьёт его. При этом всё существо о. Иоанна настолько проникается мыслями, какие содержатся в чтении, что он не может удержаться от жестов самых выразительных. <…> То наклоняется о. Иоанн главою своей к самой книге, то потрясает ею так величаво, так торжественно, и, наконец, во время пения о. Иоанн если не подпевает сам с певцами, преклоняет одно или оба колена тут же на клиросе, закроет лицо руками и умильно молится-молится, горячо молится», – пишет в своем дневнике (1894) сельский священник Иоанн Попов.
«С сильной проседью волосы, разделённые пробором, лежали гладкими прядями по обеим сторонам лица, ещё не кажущегося старым, благодаря своей изумительной свежести и чистоте выражения, не знающей возраста. Всего же более поразила меня в его лице – безграничная доброта. Это первое впечатление – несмотря ни на что – не изменилось до конца: доброта бесконечная, всепрощающая была главной особенностью его выражения. Только походка тяжёлая, словно затруднённая, выдавала его преклонные лета», – таким отца Иоанна, слава о котором уже гремела по всей России, увидела в первый раз одна из прихожанок. Эта встреча описана в уже упоминавшейся книге «Воспоминания об отце Иоанне».
Кронштадтский священник стал известен благодаря не только своим добрым делам, но и дару чудесного исцеления: он ставил на ноги таких больных, с которыми не могли справиться даже врачи. В книге Ивана Логинова «Отец Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский протоиерей Андреевского собора» (1891) собрано большое количество историй выздоровления, избавления от недугов благодаря горячим молитвам кронштадтского пастыря. При этом отец Иоанн оказывал влияние на людей и на расстоянии. Так, Екатерина Духонина в своих воспоминаниях 1907 года пишет: «Заболел мой племянник 12 лет: корь осложнилась воспалением лёгких; доктора приговорили его к смерти, которой ждали с часу на час. Я послала ответную телеграмму батюшке, прося помолиться, и не успели ещё принести ответ, как мальчик вдруг заснул хорошим покойным сном, личико его оживилось, мертвенная бледность пропала, доктор, находившийся при нём, пришёл в изумление и сказал мне: смотрите, какие хорошие признаки, ещё, пожалуй, поправится; тут подали телеграмму батюшки такого содержания: Бог милостив – пошлёт исцеление. И с этой минуты началось выздоровление».
«Эта чуткая, полная любовной отзывчивости душа сразу замечала, кому нужна поддержка и помощь; он, не смущаясь, шёл к больной душе, неся исцеление, хотя эта душа была ему и незнакома», – говорится в издании «Отец Иоанн как пастырь-благотворитель».
Вера, что отец Иоанн может вымолить у Бога исцеление, прощение грехов, укреплялась в народе с каждым днём. Постепенно добрая слава о нём разнеслась по всему свету. «Каждый считал для себя счастьем, если его посещал дорогой батюшка. При этом приезде в городе начиналось небывалое оживление», – рассказывается в очерке Михаила Колокольникова (1909), который размещён в фонде Президентской библиотеки. Там же сказано: «Где бы он ни был, около него быстро собиралась толпа… Каждый старался как можно ближе подойти к батюшке и передать ему свое горе». Отец Иоанн каждому говорил слова утешения, на все вопросы находил что сказать: плачущих утешал, больным давал советы, всех благословлял. «Слова отца Иоанна глубоко западали в душу каждого… Точно обновлённый отходил от него всякий из них», – отмечается в книге «Отец Иоанн среди народа».
Проницательность кронштадтского пастыря и его способность предвидения укрепляли веру и вселяли надежду в души людей в моменты жизненных испытаний. В уже упоминавшейся книге «Отец Иоанн среди народа» описывается такой случай: «При общении с паствой каждый старался как можно ближе подойти к батюшке и передать ему своё горе. Одна, например, спрашивает: „Батюшка, обижают меня дома, некуда мне головы преклонить!“. – „Кто обижает?“ – спрашивает о. Иоанн. „Домашние, батюшка!“. – „Иди домой, помирись, больше – даст Бог – не будут обижать“. Та идет совершенно успокоенная, с верою принимая эти слова».
Отец Иоанн совершенно безбоязненно спускался в землянки бедняков, поднимался по крутым лестницам на чердаки, чтобы принести облегчение больным чахоткой обитателям трущоб. Он же находился при последних днях и минутах жизни императора Александра III в царском дворце в Ливадии. Иоанн Кроштадтский был также близок с семьёй Николая II. «Отца Иоанна любили, уважали и верили в силу его молитв не только простые люди, но и вся Россия, начиная с Царской Семьи. Уважал Кронштадтского пастыря государь Александр III, император Николай Александрович…» – писал Михаил Колокольников.
Благодаря отцу Иоанну Кронштадт получил свою главную архитектурную достопримечательность – Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца. В день закладки первого камня в основание храма отец Иоанн предсказал свою кончину. «После приветственного слова по поводу торжества закладки он сказал: „А когда стены нового храма подведут под кровлю, то меня уже не станет“», – написано в книге «Последние дни и блаженная кончина о. Иоанна Кронштадтского, высочайший рескрипт о чудесах у гробницы», с которой можно ознакомиться в электронном фонде Президентской библиотеки. Предчувствия священнослужителя оправдались: отец Иоанн скончался 2 января 1909 года в дни, когда стены собора были подведены под кровлю…
Люди продолжали тянуться к отцу Иоанну и после его ухода из земной жизни. Об этом свидетельствует издание «Чудотворная сила молитв батюшки о. Иоанна» (1914): «Прошло пять лет со дня кончины дорогого батюшки о. Иоанна, и мы с радостью продолжаем наблюдать, что к священной гробнице его изо дня в день идут как те, которые привыкли за него держаться при жизни, так и новые бесчисленные богомольцы со всех концов земли нашей, и даже иностранцы. Очевидно люди влекутся сюда верою, что душа в Бозе почившего пастыря, освободившись от уз плоти, ещё дерзновеннее, чем при жизни предстательствует за них пред Богом».
Благочестивые дела любимого и глубоко почитаемого народом пастыря не были забыты – в 1990 году протоиерей Иоанн Ильич Сергиев был канонизирован, войдя в историю Русской Православной Церкви как святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Пресс-служба Президентской библиотеки