По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

25 августа 2023

«Это труд физический, душевный и духовный»: каким должно быть паломничество, чтобы от него был максимальный духовный толк

С 4 по 11 августа паломническая группа из прихожан нескольких храмов  Екатеринбургской митрополии посетила святыни Дивеева. Своими впечатлениями мы попросили поделиться участников и руководителя поездки.

В четвертый Удел Пресвятой Богородицы – Серафимо-Дивеевский женский монастырь – косулинский приход святых Флора и Лавра паломничает на протяжении последних 15 лет. С тех пор, как настоятель храма отец Александр Дубасов, будучи проректором по воспитательной работе ЕДС, организовывал паломнические поездки для семинаристов. Бесценный миссионерский опыт батюшка перенес и на приход, прихожане оценили. Еще бы – поездка на микроавтобусе занимает порядка 25 часов со всеми необходимыми остановками в пути. Более суток с погружением в молитвенную среду с чтением акафистов, канонов, молитвенного правила, прослушиванием духовнополезных книг и телефильмов – становятся достойным прологом, готовящим к пребыванию в святой обители, когда каждая минутка посвящается Господу, Пресвятой Богородице и Божию Угоднику преподобному Серафиму Саровскому, по сей день вдохновляющего верующих стяжать дух мирен, без чего не мыслимо наше спасение.          

Поездка занимает пять дней,  с понедельника по пятницу, чтобы вернуться к воскресному богослужению. 16 человек из разных приходов Среднего Урала – от Екатеринбурга до Богдановича – проделали в общей сложности путь в 3 500 километров.

Каким было это паломничество, в чем особенность подобных поездок, как сделать посещение святынь группой паломников максимально полезным для каждой души – об этом в беседе с руководителем паломнической группы, настоятелем храма во имя святых Флора и Лавра села Косулино Белоярского района протоиереем Александром Дубасовым.

 – Отец Александр, можно ли сказать, что паломничество это всегда преодоление?

– Когда мы приглашаем в паломничество, предупреждаем, что будут определенные трудности. Это же не прогулка, не путешествие развлекательного характера – это труд физический, и душевный, и духовный.

Вот мы садимся в автобус – сначала мы полны сил, потом наступает вечер. Потом ночь проходит  не у всех просто, потому что и места в автобусе такие, что надо потерпеть немножко.

Мне самому тяжеловато ехать. Смотрю: вокруг меня спят, а я практически не сплю: чуть-чуть подремлю и дальше – с надеждой восстановить силы на месте. Есть определенные трудности. Я себе осторожненько на карандашик пока наметил, если Бог даст сил, в 59 еще съезжу, а в 60 – подумаю. Как Бог даст.

– То есть паломнику стоит настроиться на то, что в этом выходе из «зоны комфорта» есть своя польза для души?

– Как Серафим Саровский учил? Он ходил с мешочком, в котором был насыпан песок, сверху Евангелие. И когда спрашивали: «Что ты делаешь?», он отвечал: «Томлю томящего меня». Силы зла его томят, а он их томит через утруждение своего тела. И тут тоже – если мы немножко себя томим, испытываем трудности, неудобства с тем, чтобы через это натрудить тело, чтобы душе было удобней молиться. Не заставляем, не говорим, что если я потрудился, то Господь мне обязан что-то дать. Нет. Если Господь сочтет возможным – в виде дара, то, конечно, будем рады.

– Как правильно пройти паломничество, чтобы этот дар был обретен?

– Абсолютных правил нет, поскольку это дар. А дар это от воли дарителя. Как Господь рассмотрит, где Он увидит, что Он захочет – мы не знаем. И что-то планировать, какую-то «логистику» для Господа создавать, я считаю – это излишне. Господи, узри: может не полезно. Ты мне дашь, а я не смогу этим даром достойно распорядиться, может, возьму и растеряю. Поэтому, не как я желаю, но как Ты.  

– Исходя из Вашего опыта, зачем сегодня люди едут в паломничество? За чудесами, за духовным просвещением, испытать себя?

– Мы все равно получаем то, что мы получаем. Мы участвуем в богослужении, причащаемся, молимся и другие вопросы решаем духовного характера. Мы все делаем, что от нас зависит. 

Что от человека нужно? Стараться, трудиться, стремиться. Ну, а уж, Господь все это поведет туда, куда нужно. Мы делаем это все с надеждой, с упованием на то, что будем с Богом на небе. Путь нам пока не понятен. Есть определенные правила, есть определенные «коридоры», по которым мы двигаемся. Но, по какому коридору нас Господь поведет, как поведет, о том не ведаем. Пока есть силы, есть энергия, мы ее пытаемся таким образом преобразовывать.

– У людей разная мотивация. Кто-то понимает, что надо поближе к святому быть и вознести Ему свои молитвы, чаяния. Кто-то едет «за впечатлениями»…

– Да, есть такое, что мы что-то загадываем, говорим: «Господи, хочу вот этот труд понести». Но, тут бы полезно было, чтобы это было какое-то желание, начиная с духовного. Вряд ли человек, предпринимающий такое паломничество, думает о материальных вещах. Хотя опять же, если человеку негде жить, у него трудности: «Господи, помоги мне с жильем». Вот так утрудить себя, постараться, чтобы получилось. Я хочу постараться, усилие такое проявить. Почему нет?

– Есть категория паломников, которые воцерковлены достаточное время и им требуется некая духовная перезагрузка. Как им быть?

– Возможно, нужна такая «остановочка»: «Господи, вот пройду, может,  Ты мне откроешь, будет мне понятно и ясно, что же делать дальше». Да, такое может быть, вполне. Опять же, такой труд не должен быть на грани. Надорваться тоже опасно в духовной жизни. На грани максимально возможного тонуса, поддержания этого тонуса. Если это удается – хорошо. Т.е. человек делает выводы и после этого живет дальше.

– И  в идеале, старается идти «Царским путем»?

– Царский путь всегда связан с вниманием к крайностям. Крайности опасны во всех жизненных отправлениях – хоть в земных, хоть в духовных.  Будет человек в крайности бросаться – вряд ли это хорошо закончится. В духовных вопросах – тем более: тут нужно медленно, но верно идти. Не стоять, ждать, что же там Господь дальше, но осторожненько двигаться. Соответственно, двигаться, опираясь на Господа, а не так, что бежать-бежать-бежать, закрыв глаза, пока не  окажешься на обочине, в тупике или где-нибудь в болоте. То есть в духовной жизни важно ступать осторожно, с рассудительностью.

– Верно ли, что венец паломничества – это причастие, участие в Божественной литургии на святом месте? Какие богослужения самые важные в этой паломнической поездке?

– Мы не всегда ездили в это время, но постепенно пришли к тому, чтобы использовать именно этот промежуток после Царских дней, Казанской иконы Божией Матери, равноапостольного Владимира и Пророка Илии – до начала Успенского поста. Вот у нас получается временной зазор дней 10, на который приходится празднование памяти Целителя Пантелеймона и Серафимо-Дивеевской иконы Божией Матери «Умиление» – один из трех главных праздников обители. 

В прошлом году владыка Георгий (митрополит Нижегородский и Арзамасский – ред.) отметил, что самые главные и самые торжественные богослужения проходят на преподобного Серафима Саровского 1 августа, на икону «Умиление» 10 августа,  и на Успение Пресвятой Богородицы. Так что у нас получается прикоснуться ко всему этому великолепию в один из главных праздников Дивеевской обители.

– В этот раз было очень торжественное праздничное богослужение, возглавляемое митрополитом Георгием и владыкой Гедеоном…

– С Владыками всегда особенное служение. Оно, конечно, более трудное, более ответственное, но и более торжественное и благодатное. Такой служба и должна быть. Присутствовать на таких богослужениях, в них участвовать – просто какой-то подарок. Недаром называют Уделом Божией Матери это место. Столько людей приезжает за благодатью, за духовной радостью.

– Канавка – это ведь прообраз России. Точно также как  вся Россия стекается к нам на Царский Крестный ход, значительно раньше она стала притекать сюда, в четвертый Удел Богородицы.

– Вся Россия проходит этими путями.  А если она проходит этими путями, значит, России быть возрожденной.

– А в чем Вы видите это возрождение?

– Когда наши сограждане, соотечественники будут видеть главное – духовное становление; когда будут жить по принципу «не как я, а как Бог учит». Когда мы будем едины, будем со своим Отечеством, со своим государством… И сегодня Господь нам это понимание дает. Мы видим, что в мире далеко не все благополучно, где-то порой даже очень неблагополучно. России пока удается во всей этой ситуации стоять на особо выделенном месте.

– Мне кажется промыслительным, что киевский владыка в это смутное для братских народов время молился в Четвертом Уделе Пресвятой Богородицы. Молились все, в том числе, и о «Третьем Уделе»,   переживающем сегодня страшные времена…

– И для всех нас должно быть понятно, что некоторое время назад мы говорили, что вот, когда-то были гонения, потом смотрим 14-15-й год нашего века – гонения в Сирии. Не когда-то, не сто лет назад, ни где-то, и не очень-то далеко, а буквально в настоящее время. Потом – гонения на Украине. А это вообще наша бывшая союзная республика и по большому счету – общий народ. Поэтому каждому человеку нужно понимать, что если он будет равнодушен, безучастен к этой ситуации, она случится рядом с ним и с ним. Поэтому сегодня всем важно этот призыв к единству русского народа услышать и не оставаться безучастными.

– Отрадно, что, когда мы подавали записки о  воинах, находящихся на фронтах СВО, в обители их принимали без оплаты. Молитвенная поддержка сегодня очень важна. Кстати, Вы обратили внимание, что среди паломников были наши братья и сестры с Украины. Не во множестве, как это было до 2014-го года, пусть единицы, но были. Сегодня это просто герои.

– Да, до 2014-го приезжали автобусами, мне тогда это очень запомнилось. Приезжают три автобуса. Откуда? С Украины. Они очень любили это место. Было и стало… Свои корректировки внесла эпидемия ковида, потом начало Специальной Военной Операции. Будем молиться и надеяться, что все наладится. 

– Возвращаясь к теме Канавки, можно какие-то рекомендации по прохождению этого святого пути? Мы обсуждали с участниками нашей паломнической группы этот феномен  всякий раз ты проходишь Канавку по-новому.

– Наверное, тут могут быть немного разные подходы. Я скажу про себя, как я это вижу. Когда мы уже оказываемся в лоне монастыря, есть определенные формальности  – решить вопрос с жильем, с трапезой, чтобы сразу этот вопрос снять, и он не беспокоил.

Мне нравится, если время позволяет, в самом начале сосредоточиться, и в спокойном темпе по Канавке пройти – как бы поздороваться с Пресвятой Богородицей: «Пресвятая Богородица, Твоей милостью, Твоими молитвами удалось снова оказаться в этой духовной радости». Пройдя по Канавке, как бы, благодарение – эта встреча происходит, и дальше уже по остальным вопросам.

В этот раз у нас не получилось пройти сразу же, потому что мы приехали вплотную к богослужению и поэтому сначала разместились, потом на службу, потом сходили на ужин и затем уже пошли по Канавке.  То есть Канавка была не вначале, а уже после определенных трудов, в т. ч. и молитвенных.

Проходить Канавку, как я себе вижу: идешь неспешно, но и не очень медленно, т.е. каждый в своем темпе. Для кого-то очень медленно – как раз «мой темп», для кого-то удобно – чуть быстрее. То есть «свой темп» надо выбрать и почувствовать.

Что на это может влиять? Свой определенный психотип, свое внутреннее устроение и ситуация, в которой ты находишься. Если в первый раз у нас была впереди целая ночь, мы могли всю ночь идти, если бы потребовалось. Поэтому  шли очень и очень неспешно, спокойно. Мне за это время и удалось прочитать 150 раз положенных молитв «Богородице Дево, радуйся…», прочитать вечернее правило и еще даже Псалмы начать читать. Потому что движение было очень неспешное.

А на следующий день, когда мы после литургии пошли, собирались ехать на источник, то как раз прочиталось 150 молитв Пресвятой Богородице – ровно на всю Канавку «легло». В первый раз, повторюсь, все спокойно, размеренно. Второй раз было чуть быстрее, так требовали обстоятельства, но поспешности все-таки не было, т.е. было нормальное ровное шествие. В первом случае удалось и все молитвы прочитать, план в полном объеме выполнить, даже сверх того. Во втором – тоже план добрый, хороший, духовный, радостный – т.е. никто не заставляет, не обязывает, никто не говорит, что если 150 сделаешь, то тебе – одно, если 149 сделаешь, так тебе ничего не будет. Нет, конечно. Это просто внутреннее состояние: помолиться именно такое количество раз. 

– Получается, важно знать, чувствовать свою меру.

– Свою меру – это обязательно.

– Тут, выходит, надо уметь в себе разбираться. И может быть паломничество как раз тому и способствует в этом суетном мире прислушаться к себе, к своей душе, чтобы понять «свой темп»?

– Определенные коррективы этого поведения внести. На самом деле, погружаешься в эту атмосферу и все так спокойно, размеренно. Одно богослужение, другое, поздняя литургия, молебен с Акафистом  Серафиму Саровскому, ранняя литургия в пять утра. В полпятого встать, прийти и уже видишь – храм полный. А в этот раз мы впервые служили в Благовещенском соборе – его освятили в октябре прошлого года. Я видел, как начинали с ровного места, когда мы только начали ездить. А в этом году мы смотрим: уже открыт. Господи, слава Тебе! Пресвятая Богородица, спаси нас! Преподобный отче Серафиме, не без твоего участия все это происходит, ты так или иначе нас ведешь и таким образом нас радуешь.

– Тема встречи со святыней – возможности приложиться к мощам батюшки Серафима. Когда народ выстраивается в очередь, для многих бывает искушение, как по-разному люди себя ведут. Например, некоторые не прекращают суетные светские разговоры. Как духовно сосредоточиться, подходя к святыне?

– Если это происходит на богослужении – вообще проблем нет. Идет служба. Мы в рамках богослужения подходим, стоим, молимся, тоже определенным образом здороваемся: «Здравствуй, отче Серафиме, удалось опять побывать у тебя». Если это снаружи собора, где очередь запускают – я просто сам попробовал в этот раз – мы прошли по Канавке и как раз подошли к мощам, я достал Акафист, его до конца не дочитал, дочитывал уже после.  И прекрасно – стоишь, читаешь Акафист, подходишь к мощам. Это не просто ты совершил какой-то ритуал. Но абсолютно четко, хорошо и правильно, по православному – прочитал Акафист, приложился от чистого сердца, подготовился, возблагодарил Господа, батюшку Серафима.

– Миссия женских монастырей, как Вы ее видите, и чем она отличается от миссии мужских обителей?

– Мое ощущение, что мужской монастырь помогает в душе разобраться, а женский монастырь помогает эту душу облагородить: дать глоток правильного духовного равновесия, состояния. Поэтому духовники, прозорливые старцы – удел мужского монастыря. Женский монастырь: священники присутствуют, у них главное не столько старчество, а именно благоустроение богослужебного цикла, богослужебного круга. Поэтому немножко разные функции в данном случае. Мужской монастырь – это произрастание старчества, углубление. Различных аспектов огромное количество можно найти. Кто-то скажет: а это, это и еще много, наверное, присутствует. Но, если в двух словах, такое общее что ли: душу погрузить в благодать  духовной жизни и в душе разобраться. А может быть и так: погрузив душу в эту благодать, чтобы появилось желание разобраться.

 

– Актуальнейший вопрос   как не растерять эту благодать, полученную здесь в паломничестве? И как дальше продолжить свою духовную жизнь, чтобы духовная «перезагрузка» состоялась?

– Я уже высказывал эту мысль… Человек ходит по Канавке и читает 150 раз молитву Божией Матери. А после, если он возымел такую ревность, что ему мешает продолжить это молитвенное правило? Пусть он будет его даже не в таком объеме выполнять, но хотя бы отчасти сохранит. И если он будет  весь год этим правилом пользоваться, и ему через год, через два удастся снова  оказаться здесь, так это же будет совсем другой уровень. То есть получается, он здесь это вкусил, этим «заразился» и пронес это год, два, три, а, может быть, даже преумножил. Я думаю, это и есть один из способов сохранения благодати. А дальше что? Духовная жизнь, связанная с приходом, с приходской семьей. Хорошо, если у человека уже это есть, а если нет, то желательно бы обрести.

– Все-таки как хорошо, когда паломничество за 1500 км совершается на своем собственном транспорте. Молитва звучит, соборно возносится, читается душеполезная литература, просматриваются фильмы духовного содержания, можно побеседовать со священником время не теряется даром.

– Да. Мы уже настраиваемся, готовимся. У нас был случай один, когда мы съездили в прекрасное паломничество, насытились духовно. А когда возвращались, кто-то предложил посмотреть фильм светского характера и автобус тут же остановился – сломался генератор. Еле-еле мы зарядили аккумулятор, еле-еле добрались до города, благо в городе было, где остановиться. И пока мы осознавали ситуацию, водитель занимался починкой автомобиля. Пусть это для кого-то покажется случайным, для нас же все сразу стало понятно.

– Что стоит прочитывать-прослушивать паломникам в дороге?

– У нас свой набор. Во-первых, мы сразу же  готовимся к причастию – стараемся прочитывать последование, каноны, акафист. Потому что, когда мы приезжаем, могут возникнуть всякие сложности: получится прочитать Правило, не получится… Потом кому-то захочется еще что-то почитать – пожалуйста, если  есть силы. Но, если этого не случилось, мы с вами уже подготовились. Все «пустоты» заполняем слушанием Псалтыри. А в этот раз по инициативе одного из паломников также послушали поучения старца Паисия. Я считаю, это очень хорошее, прекрасное наполнение.

Понимаете душа – духовный организм, он, как и тело, имеет свою меру насыщения, то есть нельзя съесть один обед и сразу же второй, а потом еще и третий. Нет, человеку нужен один обед, через некоторое время все «переваривается» и дает энергию.

Тоже самое и духовно – можно насытиться, но если сверх меры, то будет, как говорится, «не в коня овес». Поэтому вначале мы немножко «голодную» душу насытили, а потом все остальное аккуратненько добавляем. Кто чувствует, что у него перегруз, он имеет возможность немножко отдохнуть – поспать, отвлечься.

Сегодня, не как раньше ходили в Иерусалим по полгода, по году – нет. Компактно, комфортно  и в наших возможных пределах. Опять же в этих датах: в понедельник уехали, в пятницу вечером вернулись. Жить духовной жизнью продолжай. Кто-то, может быть, что-то не делал – есть возможность начать; кто-то делал – продолжать. Кому-то захочется – как-то приумножить. Каждый в меру своих сил и возможностей.

 

Своими впечатлениями от паломнической поездки поделились ее участники:

Лариса, прихожанка храма Касперовской иконы Пресвятой Богородицы в Кольцово: «Когда ты чувствуешь близость Бога»:

– Я уже была в Дивеево. С прошлой поездки у меня остались очень приятные впечатления о поездке и какие-то духовные плоды были. Поэтому и прошлая поездка состоялась, можно сказать, по промыслу Божиему, и эта также. Перед этим я была в Москве и в храме познакомилась с женщиной, которая предложила мне написать записки  в Дивеево, потому что они уезжали на днях. Я записки подала и думаю, что я бы тоже хотела снова туда попасть, но в планах поездки не было. Когда приехала из Москвы, буквально на днях позвонила мне подруга и сказала, что едет в Дивеево и есть возможность поехать вместе. Меня везде все отпустили и поездка состоялась.

Просто подать записки – это же совсем не то, что ты лично побываешь, прочувствуешь что-то, пройдешь по Канавке.

– Правда ли, что каждое моление на Канавке отличается от предыдущего и что при должном усердии это все более ощутимые плоды?

– Мне сложно судить, потому что для меня немножко все сумбурно бывает там, и какие-то плоды, впечатления могу уже оценить по прошествии какого-то времени. Я пока не настолько усердная молитвенница, чтобы сосредоточится, углубиться в это. Мы стараемся, пытаемся, но  я все время ловлю себя на мысли, что где-то все равно отвлекаюсь на красоту.

– Приходилось неоднократно слышать, что не все сразу понимают,  зачем Господь «направил» их в Дивеево, но проходит время и, если человек внимателен к своей духовной жизни, это ему открывается.

– Мне было ради чего ехать, есть определенные жизненные сложности, хотелось бы какой-то помощи, поддержки, укрепления от батюшки Серафима и Божией Матери. И, возможно, помня свои ощущения и какие-то промыслительные встречи, события после этой поездки… О чем-то ты подумал, приехал и ты уже только подумал, никому даже не сказал, а оно случилось – о чем ты до поездки даже не думал. А в поездке об этом подумал, и оно произошло. Помню эти ощущения после того, когда ты чувствуешь близость Бога. Хочется еще раз это почувствовать.

 

Любовьприхожанка Александро-Невского храма: «Поехала за укреплением веры»:

 – Я не планировала эту поездку. Просто так сложилось. Знакомая  позвала, а у меня как раз отпуск, вот и подумала:  почему бы обстановку не сменить и на такую святыню посмотреть. Поехала и говорю подруге: «Я вообще не знаю, зачем я поехала». А потом уже едем, сижу в автобусе и думаю: зачем я туда еду? Вспоминаю, как-то исповедовалась батюшке, что у меня какие-то сомнения, нет твердой веры. И он мне говорит: «Тебе надо молиться больше для укрепления веры». Я сижу в автобусе и вдруг осознаю: я же вот за этим поехала – за укреплением веры.

 

Любовь, прихожанка храма во имя свв. Флора и Лавра села Косулино: «Пребывая там, касание Святого Духа всегда чувствуешь»:

– Надо начать с того, что я поехала уже третий раз. Первый раз это было вообще такое неофитство – паломническая поездка настоящая была впервые в моей жизни, и она оставила столько впечатлений. Начиная с того, что у нас очень сдружилась компания, заканчивая тем, что когда ты приехал в монастырь, ты понимаешь, что здесь все не просто так.  Потом уже я посмотрела фильм про Дивеевскую обитель и поняла – здесь пребывает Святой Дух. Он, конечно,  в любом храме, но здесь именно по молитвам сестер и по молитвам батюшки Серафима, он вам какие-то особенные состояния открывает. Ты, конечно же, пребывая там, касание Святого Духа всегда чувствуешь.

– Пришло понимание, как не растерять благодать, полученную в Дивеево?

– Конечно, тот первый раз был такой неофитский. Второй раз был более осознанный, серьезный. И если первый раз ты шел по Канавке, ты ничего не понимал, ты просто выполнял «инструкцию», которую тебе проговорил батюшка. Во второй раз ты уже как-то более осознанно это делал. А третий раз это уже … это уже совсем другое. Даже не знаю, это не описать – совершенно другое все. Даже когда ты проходишь Канавку… У меня было: «Господи, помоги вот это сохранить до следующего раза, потому что неизвестно когда он будет. Помоги укрепить, сохранить это».

 

Светлана, прихожанка храма святой великомученицы Екатерины города Богдановича: «Как будто у Престола Богородицы побывала»:

– Я побывала в Дивеево уже во второй раз. В первое паломничество ощущения были противоречивые – с одной стороны, конечно, восторг, с другой – столько всего непонятного. Батюшка сказал – мы исполнили. Я была как ученица: выполнила эту задачу и думала, что все. В конечном итоге я поняла, что «не домолилась», и мне надо опять ехать – на Канавку сходить, к батюшке Серафиму приложится. Приехала из-за того, что лично хотела помолиться, походить по Канавке, где прошла Богородица. Не через кого-то, не через сайт записки подать, а лично поклониться святому. Такое ощущение, как будто у Престола Богородицы побывала.

– Говорят, после того, как соприкоснулся с благодатью, нередко следует «экзамен» в виде трудностей. Было такое? Удалось сдать этот «экзамен»?

– Когда мы поехали обратно, попали в трудную ситуацию. Но, я думаю, если на все воля Божия, значит, мы тоже справимся. Слава Богу, мы справились. И дорога у нас была чудненькая, хоть и сидеть не всегда удобно было. По крайней мере, с Божией помощью мы справились. Не сказать, что мы шикарные паломники, как надо. Но мы старались. Трудности были, конечно, и в дороге, и в общении.

Когда возникает какой-то дискомфорт, всегда в таких случаях стараюсь думать: а ты представь, что кому-то намного хуже, чем ты сейчас в такой ситуации оказался. Представьте, что наши солдаты в танке в такую жару. Смотришь, по Канавке инвалиды передвигаются. Они ведь, тоже откуда-то приехали –  они смогли. А ты сидишь в автобусе, тебя везут, руки-ноги целые, но тебе то холодно, то жарко – капризничаешь…

 

Ольга, прихожанка храма во имя свв. Флора и Лавра села Косулино: «Мы все ходим клянчить»:

– Я второй раз поехала. Первый раз я поехала в 2019 году при скорбных достаточно обстоятельствах своей жизни, связанных с болезнью. Поездка была очень тяжелая в физическом плане и в духовном. Тяжело было молиться и тяжело было стоять… Было очень тяжело. Искушения там в дороге были: и поломка автобуса, женщине было плохо. На самом деле меня предупреждала подруга – ты вообще понимаешь, куда ты едешь? Так как это была, по сути, серьезная моя первая поездка, я тогда решила – поживем – увидим. С одной стороны благодатно было, но эта благодать давалась с каким-то трудом. Ты как бы вошел в это и не понимаешь, куда ты вошел.  Что-то такое красивое, все такое благодатное, но, в тоже время, связано с каким-то внутренним напряжением.

Сейчас я уже поехала больше благодарить. За эти годы, все свершилось, прямо до слез. До поездки себе сказала:  я еду благодарить и снова клянчить. Такое слово, может быть не очень красивое, но иногда к нам очень применимое. По Канавке прошла, что-то ощутила, не скажу, что, но я что-то испытала.

 

Нина,  прихожанка храма святой великомученицы Екатерины города Богдановича:  «Это ни с чем не сравнимо!»:

– Мы съездили в Дивеево с огромным удовольствием. Получили огромную благодать, какой нигде не сыскать больше. Мы второй раз в Дивеево. В прошлый раз были, и захотелось вернуться еще и еще. Как получится дальше – не знаю. Но, такую благодать, как в Дивеево, вы нигде не получите.  И такой помощи. Конечно, есть еще другие святые, но это действительно Удел Богородицы. Это ни с чем несравнимо! Пройти по канавке, побыть на службе, причаститься, это очень дорого стоит. Хочу сказать огромное спасибо батюшке Александру, что он нас не забывает, мы с удовольствием съездили такой хорошей компанией. Все так хорошо и дружно. Дай Бог каждому побывать в Дивеево. Дай Бог каждому получить поддержку батюшки Серафима.  И в большом, и в малом деле он нам всегда помогает. Святой отче Серафиме, моли Бога о нас!

 

Татьяна, прихожанка храма в честь Рождества Христова города Екатеринбурга: «Как будто у меня все тело пронизывало состояние благоухания»:

– К поездке я готовилась заранее. Надо было морально настроиться и духовно. Поэтому, когда я приехала приклониться святому Серафиму, я почувствовала особую благодать, которую нигде не испытывала. Мое ощущение было, как будто у меня все тело пронизывало состояние благоухания. С трепетом я вышла оттуда и два дня причащения у меня были – после Причастия тоже особое состояние.  Хотелось молчать, не выпускать… В первый день особенно Канавка меня вдохновила. У меня не получалось 150 раз повторить «Богородице…». Я второй, третий, на последний раз у меня только получилось 150 раз. Я очень счастлива, что я попала сюда, познакомилась с девчонками, с которыми вместе мы путешествовали. Все такие классные. Спасибо батюшке, отцу Александру, что он организовывает такие поездки. И в будущем, думаю, что может быть, это не в последний раз я съезжу сюда. 

 

Галина, прихожанка храма в честь Рождества Христова города Екатеринбурга: «Я очень счастлива»:

– Приехала к батюшке Серафиму Саровскому. Я очень счастлива.  Я до этого за два месяца подошла к иконе и говорю: «Батюшка, можно мне к тебе приехать?»  И так сложились обстоятельства, что действительно быстренько-быстренько Бог управил, и я к батюшке приехала. Я очень рада, очень благодарна всем. Мы очень все сдружились, очень все такие здоровские. Огромное спасибо отцу Александру, водителю Сергею, который нас так хорошо вез. Все прекрасно.  Всех очень люблю.

 

Людмила, прихожанка храма святой великомученицы Екатерины города Богдановича: «Мне было просто хорошо»:

– Я впервые посетила Дивеево. Мне очень понравилось. Хочу поблагодарить свою подругу, Нину Васильевну, что она меня пригласила. У меня, конечно, была благодать. Когда я пошла первый раз по Канавке, я не смогла, не успела прочесть все молитвы – медленно читала. Но потом у меня уже все получалось – мне было просто хорошо и комфортно.

 

Татьяна, прихожанка храма св. Николая Чудотворца в Истоке: «Состояние, которое хочется увезти с собой»:

– Такая красота, такое единение с Богом, полная тишина и молитва – это состояние, которое хочется увезти с собой. Это просто необыкновенные ощущения, т.е. посещение этого места, наверное, настолько свято для каждого православного человека, что хочется, действительно, вернуться туда еще и еще.  

Каждый приезжает туда со своей болью, со своими проблемами. Но, там просто все забываешь. Только молитва, служба, хождение по Канавке.

Хождение по Канавке мне далось очень быстро, т.е. я даже прочитала, и муж мой Николай, мы прочитали больше, чем 150 раз «Богородице, Дево, радуйся…» и было ощущение возвышенного состояния. Еще раз спасибо отцу Александру за организацию поездку. Все очень-очень прекрасно.

 

Николай, прихожанин храма св. Николая Чудотворца в Истоке: «Впечатления останутся на всю жизнь»:

– В поездке первый раз. Спасибо отцу Александру за организацию. Впечатления незабываемые, неизгладимые, они останутся на всю жизнь. Мы надеемся еще съездить. Прикосновение и созерцание святынь  и, тем более, пребывание на архиерейской службе – это очень дорогого стоит. Спасибо тебе, батюшка Серафим!

С участниками паломнической поездки беседовала А. Тамбова