Старинный приход во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы отмечает в этом году 250 лет со дня строительства каменного храма и 235 лет освящения правого и левого приделов – в честь поклонения честных вериг апостола Петра и во имя преподобного Алексия, человека Божия. Вот уже более пятилетия здесь ведется масштабная работа по возрождению некогда разрушенного величественного храма. В этом году в планах реконструкция и обновление иконостасов восстанавливаемых приделов.
Сегодня значительная часть храмового пространства занята строительными лесами – здесь полным ходом идет работа над реконструкцией и обновлением иконостасов правого и левого приделов, а также трапезной части.
Мастера Владимир Юшин и Владимир Бекетов, ранее потрудившиеся над благоукрашением центрального иконостаса, сегодня продолжают восстанавливать красоту Дома Божия. В мае приступили к восстановлению иконостасов и трапезной части приделов. Далее по плану – обновление престола-жертвенника в правом приделе, клироса, киотов и аналоев. Все будет оформлено в едином стиле, чтобы сохранить первоначальную красоту храма, отмечают специалисты.
— Иконостас в храме Симеона и Анны – это образец церковного искусства в плане резьбы, в плане украшения. Все выполнено на высочайшем уровне, и на нас с братьями возложена большая ответственность за качество работ. Уже многое удалось сделать и сейчас начинается новый этап. Мы надеемся, что с Божией помощью все получится. И через пару лет здесь будет «несусветная красотень», — расплывается в улыбке Владимир Юшин.
Ежедневная кропотливая работа для мастеров начинается с молитвы на начало доброго дела.
— Батюшка отец Димитрий Черняк и прихожане храма тоже за нас каждый день молятся, — продолжает Владимир Бекетов. — Но нам главное – относиться к работе добросовестно, и делать все качественно, потому что понимаем, что мы не обманем Отца Небесного. Батюшка, может, промолчит, если что-то будет не так, а вот Бог – спросит.
Оба Владимира являются руководителями известной мастерской «Благое дело» в подмосковном Хотьково, которая много лет занимается оформлением церковного интерьера, изготовлением иконостасов, церковной утвари, росписью храмов.
За плечами мастеров – грандиозная работа по украшению центрального иконостаса, над которым они трудились более года. Они отмечают, что очень хорошей была сама задумка – доработать уже существующий иконостас, который был построен в храме в 90-е годы прошлого века. В его основании – хороший каркас, который первоначально был украшен неказистыми завитками, покрашенными бронзовой краской. Была поставлена задача преобразить его так, чтобы он «восстал как Феникс из пепла, заиграл в новых красках».
— Мы убрали украшения, демонтировали сегмент фронтальной части и сделали его заново. Рядность осталась, как она существовала, — комментирует уже выполненную работу Владимир Юшин. — Изменили пирамидальные формы, навершие с Крестом. И в итоге получилось очень красиво.
Как рассказал настоятель храма протоиерей Димитрий Черняк, реконструкция центрального иконостаса проводилась по эскизам и по проекту Олега Романенко, сотрудника творческой мастерской «Гильдия храмоздателей» А. Анисимова. По словам батюшки, в восстановлении убранства старинных храмов, особенно объектов исторического наследия, не может быть мелочей. И это не может быть «дешево», поскольку наши предки строили Дом Божий на века, и также на века сегодня мы обязаны наши старинные храмы восстановить.
Сегодня главный иконостас Симеоно-Аннинского храма – без преувеличения, произведение искусства. Резные киоты, гармоничное сочетание искусной резьбы по дереву с басмой (тиснением по металлу) являются достойным обрамлением икон кисти рязанских мастеров.
— Киоты – это наша разработка с нуля, — рассказал Владимир Юшин. — Старались учесть все нюансы, прислушивались к запросам отца-настоятеля, продумывали с батюшкой, чтобы все было удобно. Получилось слева и справа два комплекса – киот вместе с клиросом совмещен. Очень функционально и красиво получилось. Здесь также приложил руку мастер со стажем, заслуженный художник России Вячеслав Копыл. Он – московский ювелир, много лет занимается обработкой камня, украшением икон, изготовлением панагий, крестов и прочими видами церковного искусства. По просьбе отца Димитрия он сделал украшение для четырех икон в эти киоты.
Какие чувства испытывает мастер, понеся значительные труды по восстановлению храмовой красоты, когда работа, наконец, завершена?
— На самом деле, когда мы устанавливаем готовый иконостас, то уже ничего не чувствуем – настолько уставшие. Понимание того, что мы сделали, приходит через полгода, иногда года через два. Приезжаем через какое-то время, смотрим на храм совсем другими глазами: неужели это мы сделали? — делится Владимир Юшин. И добавляет, что мастера, занятые этой сложной, трудоемкой и творческой работой, ощущают себя счастливыми людьми, потому что их труд – это и радость, и служение.
Напомним, Симеоно-Аннинский храм в городе Сысерти – один из старейших в Екатеринбургской митрополии. История основания и освящения первого храма уходит в далекие 1734-1735-е годы. Каменная церковь была заложена в июне 1773 года. Новый храм строился более 10 лет. В новопостроенной каменной церкви к декабрю 1787 года оба придела были «в готовности и требовано об освящении оных… благословенной грамоты и святых антиминсов». По благословенной грамоте, подписанной Варлаамом, епископом Тобольским и Сибирским, 24 декабря 1787 года, приделы были освящены: правый – в честь Поклонения Честных Вериг Апостола Петра – 29 апреля 1788 года; левый – во имя Преподобного Алексия, человека Божия – 1 мая 1788 года.