О сути праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа рассказал иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
«Внутрь вас есть Царствие Божие, и нуждницы восхищают его» (Лк.17:21, Мф.11:12)
– Дорогие братья и сестры! Сегодня, мы с вами празднуем, вспоминаем и почитаем великий и двунадесятый праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа.
Но по сути в нашей духовной традиции воспоминанию подлежат лишь евангельские события, о которых мы слышим на богослужении или почитаем отдельно. А в жизни Преображение и наш личный Фавор – это великий дар Бога Творца Своему творению, которое ведь по Его образу и подобию.
Спаситель преображается лишь перед тремя своими учениками, обнаруживая Свое Божество, которое не отходило от Него с самого Благовещения и не отойдет до Вознесения. Ибо сияние это – свет благодати Святого Духа. И этот свет принадлежит по дару – каждому из нас. Церковь исповедует, что залогом этого света является Таинство крещения с Таинством миропомазания, в силу уже совершенной Христом Спасителем крестной жертвы, и Его Воскресением. Это и есть то самое Царство Небесное, которое внутри каждого из нас. Оно не просто пребывает в нас, оно должно уже здесь осуществиться, преобразив нашу сущность, в вольном личностном принятии Христа как Спасителя, всех Его даров, при содействии благодати Святого Духа.
Иногда доводится слышать, что наше церковное учение о Небесном Царстве — как обещание коммунизма. Оно будет когда то в будущем, а здесь и сейчас, надо терпеть, страдать и ждать. Или, как говорил один литературный персонаж: боги народов никогда не дают человеку все сразу, что обещают. Как не дают ребенку целой банку варенья – он же съест ее за раз. Боги народов дают надежду, потому что надежда на подарок в будущем будет укреплять их веру здесь, и заставлять их почитать. А вот у Христа все по-другому. Он не мерой дает все уже здесь: иди и бери, и не надо ждать своей кончины для того, чтобы соединиться с Богом, преобразиться от этого соединения и войти в мир святости и благодати уже здесь, потому что Царство Небесное внутри каждого из нас. Это удел святых, удел праведников. И хотя их немного, но сам факт их бытия говорит о возможности и достижимости для любого, было бы усердие и решимость, да милость Божия.
Один из таких сравнительно недавно живших святых, великий старец и преподобный Серафим Саровский. Однажды, Мотовилов, автор записок о святом, человек светской жизни, стал сам, словно апостолы на Фаворе, свидетелем преображения, причем собственного. Это очень длинная цитата из записок Мотовилова, но она имеет прямое отношение и к нашему празднику, и к нашей жизни, дорогие братья и сестры, которую мы проводим беспечно:
«– Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в Духе Божием. Как мне самому в себе распознать истинное Его явление?
Батюшка Отец Серафим отвечал:
– Я уже, ваше Боголюбие, подробно рассказал вам, как люди бывают в Духе Божием… Что же вам, батюшка, надобно?
– Надобно, – сказал я, – чтобы я понял это хорошенько!..
Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:
– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?
Я отвечал:
– Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..
Отец Серафим сказал:
– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как я. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.
И приклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне:
– Благодарите же Господа Бога за незреченную к вам милость Его. Вы видели, что я только в сердце моем мысленно Господу Богу и внутри себя сказал: «Господи! Удостой его и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостоиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!» И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима… Как же не благодарить Его за этот неизреченный дар нам обоим! Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь милость Свою. Это благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше, как мать чадолюбивая, по предстательству Самой Матери Божией…
Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь
– Господь с нами!
Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговенный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца…
– Что же чувствуете вы теперь? – спросил меня отец Серафим.
– Необыкновенно хорошо! – сказал я.
– Да как же хорошо? Что именно?
Я отвечал: – Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!
– Это, ваше Боголюбие, – сказал батюшка Серафим, – тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам» (Ин.14:27). «Аще бо от мира были бысте, мир убо любил свое, но якоже избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» (Ин.15:19). Обаче «дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин.16:33). Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; мир, по слову апостольскому, «всяк ум преимущий» (Флп.4:7). Так его называет апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог. Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому: он свыше даруется от Самого Господа Бога, потому и называется миром Божием…»
Лишь 200 лет нас отделяют от преподобного Серафима, но этот опыт известен и старцам Афонским, и многим современным подвижникам умного делания. И должен, дорогие братья и сестры, быть известен каждому из нас!
Ведь покуда сердце наше не преобразится не очистится, не станет способным видеть Бога, нет нам настоящей надежды, нет в нас настоящей веры, и далеки мы еще от любви Божией. Об этом и будем молиться, и просить, и очищать себя постом в день Преображения, ожидая в жизни своей Его света, Его мира и Его радости! С Праздником!