По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

11 августа 2022

«Импровозировали, вставляли джазовые приемы»: уральские звонари выступили на фестивале в Елабуге

   

Выпускники Уральской школы звонарей вернулись с Фестиваля колокольного звона в Елабуге, который прошел в первой декаде августа.

Елабужский фестиваль – не церковное мероприятие, его проводит Министерство культуры Татарстана, и в нем участвуют не только служители церкви и мастера звонарного искусства, но и музыканты-мультиинструменталисты, исполнители духовно-патриотических песен и фольклорные коллективы.

Под стать разносторонней публике были и выступления уральских звонарей.

— Более 20 лет наши звонари принимают участие во многих всероссийских фестивалях колокольных звонов. Выступая в Елабуге с 2008 года, они вызывают неподдельный интерес, а их мастерство радует гостей фестиваля, — отметил руководитель Уральского колокольного центра иерей Димитрий Бажанов.

На фестивале уральские звонари выступали каждый день на колокольне Спасского собора в Елабуге, являя зрителям различные грани мастерства уральской школы. По словам участницы фестиваля из Екатеринбурга матушки Ксении Кабановой, даже во время канонических звонов уральские звонари импровизировали, чем «подключали» к игре простых зрителей.

— Мы добавляли музыкальные «фишечки»: синкопы, джазовые приемы, необычные вставки. Потому что, когда звоны однотипные: «Бом, бом», тогда зритель начинает скучать. А когда включается импровизация, тогда зритель оживает. То есть мы звонили для обычных людей, которые идут не на службу, а для тех, кто пришел на фестиваль, — рассказала матушка Ксения.

По ее словам, в игре уральских звонарей есть особенность, отличающая от других школ — драматургия:

Когда мы учились, благодаря инструкторам: Георгию Светлакову, Константину Лютикову, Игнату Карачеву — был сделан акцент на композиции. То есть мы, как в драматургии, всегда задумывались: о чем мы звоним, как у нас звон развивается? Есть ли у звона затравка, кульминация, какой у него финал? И главное – ради чего все это?

Матушка Ксения подчеркнула, что «можно звонить про разное»: про Пасху, про Великий пост, про тихую или громкую радость, про то, как люди идут на службу; что звон до богослужения может отличаться от звона после него.

— На курсах инструкторы побуждали нас об этом думать. Может быть, благодаря этому все наши звоны отличались друг от друга. Мы привозили звон «Патриарший», который был такой спокойный, размеренный, тихий и торжественный, он был придуман в светлую память патриарха Алексия Второго. Также был звон «Праздничный пасхальный», а там внутри звучал тропарь «Христос Воскресе из мертвых» – мы от него отталкивались и постоянно возвращались к нему. А слушатели узнавали этот звон. Был звон «Великопостный», был «Вальс». И все они очень разные, — отметила выпускница Уральской школы звонарей.

Это учебное заведение, действующее в Екатеринбургской епархии при Уральском колокольном центре, представили на круглом столе, который также прошел в рамках фестиваля. О работающих курсах и об истории школы рассказали уральские звонари, участники фестиваля — матушки Мария Травулька и Ксения Кабанова.

Наш доклад вызвал живой интерес, нам задавали много вопросов, — рассказала матушка Мария Травулька. — И после ко мне подходили, записывали мой номер телефона, чтобы связаться с нами, перенять наш опыт – опыт обучения, которое длится всего три месяца.

Напоминаем, что фестивали колокольного звона в Елабуге проходят с 2007 года. Впервые Уральская школа звонарей посетила  фестиваль в 2008 году. И с тех пор, лучшие выпускники Екатеринбургской школы звонарей участвуют в этом фестивале по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения.

Фото предоставлено матушкой Марией Травулька.