О подвигах апостолов Петра и Павла, день памяти которых отмечается сегодня, и о главном сообщении, которое они донесли всему миру, рассказал руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.
«Апостолов первопрестольницы,
и вселенныя учителие, Владыку всех молите
Мир вселенней даровати и душам нашим велию милость».
— Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! С праздником, дорогие братья и сестры! С днем святых первоверховных апостолов Петра и Павла! Они как раз и возвестили миру имя Отца, Сына и Святого Духа, по заповеди данное в Евангелии: «Идите и научите все народы»! Наша вера христианская, безусловно, вера – миссии. И перед каждым христианином стоит повеление проповеди, если не словом – то делом, если не делом, то образом своей благочестивой жизни. Но это все равно свидетельство о Воскресшем Иисусе Христе, посланном Отцом, и низведшего на нас Святого Духа. Если же в Церкви, вдохновляемые благодатью Божьей, появляются люди искусные в слове проповеди и деле обращения людей ко Христу, то они именуются равноапостольными. Потому как подвиг апостольского служения – есть высшая степень работничества во Христе, потому что и вера христианская началась с призвания тех, кто был назван апостолами.
А сегодня мы чтим память не просто апостолов, а апостолов первоверховных. И их верховенство определяется их служением, как и говорил Спаситель: «Если кто хочет из вас быть первым – пусть будет всем слугою». И наши апостолы Павел и Петр в высшей степени послужили людям и Церкви своим служением до того, что апостол Павел и не стеснялся сказать, что «для всех сделался всем», почему и получили наименование первоверховных.
Праздник, который мы отмечаем именно в этот день, связан не только с одной датой их мученической смерти, хотя и не одного года. В 258 году в этот день состоялось перенесение мощей в Риме обоих апостолов, и с этого момента праздник стал отмечаться именно этим днем. Особенную значимость ему придал Император Константин Великий, ставший со своей матерью Еленой равноапостольным, поскольку именно апостольское служение было чрезвычайно необходимо для Империи, повернувшейся к христианству и жаждущей услышать Благую весть.
Оба апостола в своей жизни были очень похожи. Петр обратился ко Христу будучи 28-летним мужчиной, имевшем профессию рыбака, то есть содержал сам себя и будучи женатым. При этом он и его семья были набожными и религиозными искателями. Его брат Андрей стал еще раньше, чем они услышали о Христе, учеником Иоанна Крестителя. А его супруга впоследствии была ему спутницей в апостольских путешествиях.
Апостол Павел был чуть моложе Петра, на 3 или 7 лет, но и он лично встретился с Тем, против кого шел, словно против рожна в 29 или в 25 лет, будучи вполне зрелым человеком. К тому времени он не только овладел искусством шитья палаток, чем и кормил себя, в том числе в апостольских путешествиях. Павел прошел обучение как фарисей у Гамалиила и был признанным раввином, членом Синедриона, поскольку сам пишет о себе, что подавал голос, когда решались вопросы о гонениях на христиан. Причем пользовался уважением не только у фарисеев, но и саддукеев, так как именно саддукейский священник отправляет его в то памятное путешествие в Дамаск, где Павел и встретился со Христом, а после принял крещение от апостола Анании. Православная традиция, в основном, утверждает, что Павел не имел супруги, однако тогда он не мог бы голосовать в Синедрионе, кроме того, в силу особенной религиозности, скорее всего вступление в брак было обязанностью благочестивого раввина, почему о брачных делах в посланиях к Коринфянам апостол Павел и рассказывает очень подробно со знанием знатока. Но что мы точно знаем, что семья апостола была христианской, его сестры Зинаида и Филонила стали мученицами за Христа.
Оба апостола писали друг о друге. Оба встречались и вместе молились, и трудились на первом Апостольском соборе в Иерусалиме. Оба проповедовали и иудеям, и язычникам, хотя принято утверждать, что Петр провозглашал Евангелие для слушателей синагог, а Павел искал последователей среди необрезанных. Но если уж совсем строго, то такого явного разделения не было.
Зато было очень большое влияние на формирование корпуса текстов, впоследствии названных Новым Заветом. Помимо собственных посланий, апостол Лука писал свои Деяния и Евангелие в прямой зависимости от апостола Павла, и в то же время был лично знаком с Петром. А евангелиста Марка Петр называет своим сыном, и в то же время Марк принимает участие в одном из путешествий Павла.
Они жили одной жизнью и делали одно дело. Эти два человека, которые познали Христа и главным сообщением всему миру считали донести, что Он – Воскрес! А раз Христос Воскрес, то воскресение ожидает и всех людей, верующих или не верующих в Него. Но чтобы это воскресение было к жизни, вечной радости и блаженству, а не воскресением к сожалению, страданиям и наказанию – надо принять Христа как своего Спасителя и удержаться в этом принятии до Его Пришествия.
Именно этого, дорогие братья и сестры, я вам в сегодняшний праздник и желаю! И напоминаю: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть!» Аминь!