Мы продолжаем серию публикаций о традициях и жизни современных монастырей. Настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря игумения Домника (Коробейникова) в очередной духовной беседе с сёстрами обители рассуждает о ценности, важности и чуде Иисусовой молитвы.
— В начале сегодняшней беседы я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла не так давно у нас в городе. Несколько лет назад к одному духовнику пришёл на исповедь человек. Это была первая исповедь в его жизни. И он задал священнику такой вопрос: «Как мне поверить в Бога? Я умом признаю, что Бог есть, а в сердце веры нет. Всё, что о Нём говорят, кажется мне какой-то фантастикой. Вы можете что-то посоветовать?» И духовник ответил: «Это очень хороший, практический вопрос. Я вам скажу, что нужно делать. Если будете это исполнять, то обязательно поверите. Старайтесь непрестанно произносить в уме: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”. Это самое главное средство». Этот человек послушался духовника. Прошло некоторое время, и он действительно поверил всем сердцем. И не только поверил, но и так возлюбил Христа, что решил оставить мир. Он поступил в монастырь, и сейчас он уже монах. Вот такое чудо с ним произошло. И это чудо совершилось благодаря молитве Иисусовой.
И нечто подобное происходит с каждым человеком, который молится этой молитвой, по видимости, такой простой. В каждом сердце молитва Иисусова совершает чудо. И мне хотелось бы сегодня поговорить с вами об этом главном достоянии нашей жизни – молитве Иисусовой. Что такое молитва Иисусова? Как она действует? Как нам в ней преуспеть?
У старца Эмилиана есть очень точные слова: «Иисусова молитва – это истинное общение с Богом». Господь всегда присутствует с нами, в самом нашем сердце. И самый простой способ обратиться к Нему и говорить с Ним – это именно молитва Иисусова. Ради чего мы пришли в монастырь? Только ради общения с Господом. Без этого монашеская жизнь теряет смысл. Мы любим монашество, мы счастливы в монастыре именно потому, что мы постоянно общаемся с Господом через молитву Иисусову.
Живое общение с Господом – само по себе главное благо для нас. И, кроме того, в общении со Христом, в молитве Иисусовой сокрыты для нас и все прочие духовные блага. С помощью этой краткой молитвы мы можем исцелиться от всех страстей и приобрести все истинные божественные добродетели, любовь, мир, смирение, радость. Молитва Иисусова может совершенно переродить нас, сделать нас бесстрастными и святыми! И она действует гораздо сильнее и быстрее, чем любые другие подвиги!
Одному афонскому старцу, отцу Евдокиму, монаху очень строгой жизни, было такое видение. Некто показал ему на доске, подобной школьной, все его грехи. Старец услышал голос:
— Твои грехи еще не полностью очищены.
— А как мне их очистить полностью? – спросил отец Евдоким и получил следующий ответ:
— Молитвой Иисусовой.
С этого дня старец стал неторопливо творить в себе молитву Иисусову. Он не выпускал из руки маленькие чётки на 33 узелка, которые удобно всегда носить с собой. Он не хотел оставлять молитву Иисусову ни на секунду: творил её на богослужении, в храме и вне храма.
То есть, хотя этот монах строго подвизался, но все его внешние подвиги оказались недостаточными для того, чтобы омыть его от грехов. И именно молитва Иисусова была указана ему как средство, которое может совершенно очистить его.
Так и нам только молитва Иисусова может дать совершенную чистоту, внутреннюю непорочность. И причём всё это она может дать любой из нас, даже самой немощной, неспособной ни к каким другим подвигам. Каким же образом она совершает это чудо? Тайна в том, что молитва Иисусова уничтожает самый корень зла – греховные помыслы.
Когда-то в раю Адам вступил в разговор с дьяволом, прислушался к его словам и поступил по его велению. И то же самое непрестанно совершается и в нашей душе. Каждую минуту в наш ум входят какие-то помыслы, а мы прислушиваемся к ним, собеседуем с ними и таким образом согрешаем. Но святые отцы дают нам верное средство, чтобы остановить этот поток греха, поток страстных помыслов. Это средство – молитва Иисусова. Представляете, какое великое оружие нам дано? С помощью молитвы Иисусовой мы можем каждый день непрестанно очищать от греха самые глубины своего сердца!
Однако очень многие из нас делают такую ошибку. Нам кажется, что не иметь страстных помыслов – это слишком возвышенно для нас. Мы думаем: «Сначала нужно научиться исполнять заповеди на деле». И мы больше следим за своим внешним поведением. Но этот путь скоро приводит к разочарованию. Мы видим, что не можем удержаться от греха на деле, и у нас опускаются руки, мы считаем, что не способны к настоящей духовной жизни, и что путь к бесстрастию для нас закрыт. Но на самом деле мы просто забыли о самом главном методе в духовной жизни! Ведь никто, ни один человек, даже самый духовно сильный, не может исполнить заповеди на деле, если при этом не совершает внутреннего подвига – то есть не заботится о том, чтобы не иметь помыслов. Такой человек, сколько бы он ни боролся, так и останется в оковах страстей. Он каждый день будет разочаровываться! Он никогда не поймёт, что такое духовная свобода, что такое смирение и любовь, что такое благодать Божия, что значит иметь Христа в своём сердце. Всё это останется для него тайной. Он будет духовно слепым, как пишет преподобный Исихий Иерусалимский: «Как не видит солнечного света родившийся слепым, так не видит сияний богато нисходящей свыше благодати тот, кто не живёт в трезвении», то есть тот, кто не прилежит внутреннему подвигу, молитве Иисусовой.
И наоборот, человек, который все силы своей души обращает именно на внутренний подвиг, трезвение, молитву Иисусову, становится духовно зрячим. Благодаря трезвению и молитве, он, с одной стороны, ясно видит, как действуют в нём страсти и постоянно пребывает в сокрушении духа. А с другой стороны, он постоянно получает помощь от Господа и потому всегда чувствует Его близость и великую милость. И только такой человек истинно ведёт духовную жизнь. Он истинно смиряется, истинно исполняет заповеди. Потому он и вкушает настоящие духовные плоды.
В Скитском патерике есть такое изречение: «Нет ничего столь угодного Богу, как если кто утесняет себя не только внешне, но и в сердце своём, не позволяя сердцу и уму скитаться по суетным вещам мира. На такого истинного подвижника Бог изливает щедроты Свои». Это путь, подлинно ведущий к чистоте сердечной, бесстрастию. И важно, чтобы мы имели твёрдую решимость никогда не оставлять этого пути, чтобы мы как бы заключили себя в простом и смиренном служении трезвения.
Мы не можем собственными силами избавиться от обаяния помыслов. Как говорит преподобный Исихий, мы слишком слабые по сравнению с нашими врагами, демонами. Мы – «дебелые и к земле поникшие и телом и мудрованием», то есть мы имеем очень немощный, плотской ум, не разумеющий того, что происходит в духовном мире. А враги наши, демоны, «бестелесны и невидимы, зложелательны и сообразительны в причинении зла, скоры и легки, искусны в брани, какую ведут от Адама доныне». Они гораздо сильнее нас, мы не можем с ними сражаться своими силами. И потому единственный способ для нас обрести внутреннюю свободу – это непрестанное призывание Господа в молитве Иисусовой, чтобы Он поборал за нас. Как пишет преподобный Исихий, мы можем победить «не другим каким способом, как только непрестанным трезвением ума и призыванием Иисуса Христа, Бога и Творца нашего». Только Господь может даровать нам победу!
Как в помыслах, в беседе с ними содержатся все страсти, так, напротив, трезвение, непрестанное призывание Христа, молитва Иисусова даёт нам все добродетели. Преподобный Исихий говорит: «Возлюбившие трезвение и молитву из грешников, непотребных, скверных, невежд, безрассудных и неправедных силой Иисуса Христа могут стать праведными, благопотребными, чистыми, святыми и разумными». Нам нужно только решиться вступить на этот путь! Он требует решимости. Потому что все помыслы исходят из нашего самолюбия, эгоизма. Но подумаем, неужели мы хотим вечно заниматься этими мелкими огорчениями, заботами: «Почему у меня не получается то-то и то-то? Как ко мне относятся? Как мне добиться того-то? Почему мне не оказывают доверие? Почему мне сделали замечание?» Всё это очень далеко от любви ко Христу. Во всех этих помыслах обнаруживается пристрастие и любовь к чему-то внешнему, земному, желание первенства, превосходства. И нам нужно просто решительно сказать себе: «Я оставляю всё это! Я ничего не ищу и не желаю, кроме Христа!» И будем проявлять эту решимость каждый миг. Непрестанно отбрасывать любые помыслы, непрестанно внутренне творить молитву Иисусову – это значит непрестанно отрекаться от своего эгоизма ради следования за Господом.
И мы даже не можем себе представить, какие блага готовит нам Господь через это делание! Люди часто хотят добиться успеха, но какой может быть больший успех, большая радость, чем мир, который истекает от чистоты и безмолвия сердца? И для нас никогда не поздно вступить на этот самый прекрасный путь в духовной жизни. Начнём сегодня, сейчас! Как призывает нас старец Эмилиан: «Начнём же делать эту работу – трезвение, молитву! Пусть даже мы начали молиться уже после того, как стали монахами. Пусть даже мы начали вчера, пусть даже мы начали только сегодня. Как прекрасно! Если мы поистине любим Бога, то прилепимся к Нему со всем духовным напряжением и любовью. Нельзя медлить в стремлении стать бесстрастными, в стремлении не иметь помыслов. Нельзя медлить воплощать в жизнь молитву Иисусову. Когда ты творишь молитву Иисусову, тогда всё устраивается, потому что ты полагаешь Христа внутрь себя, вверяешь себя Христу, призываешь Христа. Таким образом, ты не будешь терпеть зла, тебя ничего не будет беспокоить, ты не будешь огорчаться, не будешь чувствовать никаких неудач или скорбей, потому что твоей жизнью станет Сам Христос».