О значении праздника Вознесения Господня рассказал в своем наставлении руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.
«И возшедшего на небеса, и седяща одесную Отца,
и паки грядущего со славою, судити живым и мертвым,
Его же царствию не будет конца».
С Праздником, дорогие братья и сестры! С Вознесением Господним!
В факт этого события, действительно, можно только верить. Ведь Христос преодолевает все физические и естественные законы, возносясь от своих учеников на небесном облаке, как об этом подробно говорит лишь апостол Лука, в своей книге Деяний апостолов. Очень кратко о нем упоминают евангелист Марк и тот же Лука, но уже в Евангелии. Интересно, что оба евангелиста тесно связаны были в течение жизни с апостолом Павлом, для которого тема Воскресения Христова, была вообще главной темой проповеди, и естественно, что сегодняшнее событие Его Вознесения – закономерный результат Воскресения.
В Церкви принято чтить Вознесение Спасителя не только как эпизод евангельской истории. Вознесение – окончательное обожение человеческой природы, после ее водворения в Царстве Отца Небесного, а для этого, как говорит христианское богословие, природа человека, пусть и воспринятая Самим Спасителем уже в момент Благовещения, должна еще была занять свое место «одесную Отца». И случилось это, как раз благодаря тому, что Христос не остался по Воскресении здесь на земле, а проложил путь, следуя которым, и мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века».
С Вознесением связаны еще два обещания: пришествия Духа Святого (это событие мы будем праздновать уже через 10 дней) и Второго пришествия Самого Господа Иисуса Христа. О втором событии евангелист Лука говорит так: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:10-11). Это обещание находилось в логике слов Иоанна Богослова, которые тот вкладывает в уста Самого Иисуса: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан. 14:1-3). И потому, Вознесение напрямую связано с временами ожидания возвращения Христа. Временами, когда верующие в полноте смогли бы соединиться с Ним и когда они были бы сами восхищены на Небеса, то есть сподобились исполнения своей веры – конечного спасения и конечного обожения.
Сразу после Вознесения и Дня Пятидесятницы для христианских сообществ ожидание было особенно обостренным и выразилось в целом ряде строк различных апостольских посланий, которые свидетельствовали, что уже первое поколение христиан должно было узреть это событие: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак. 5:7-8). Многие находили в этом ожидании утешение, наблюдая окружающие скорби: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4:13-18). Это же ожидание должно было отрезвляюще действовать на первые общины, чтобы жизнь в них была подлинно духовная и христианская: «Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа… Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах… но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 1:13, 4:7, 13). Потому и жизнь должна была проходить в святости: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время… Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его… Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Иоан. 2:18, 28; 3:2-3).
И было очень непросто, переживая год за годом, начиная терпеть притеснение за притеснением и от римских властей, и от иудейских ортодоксов в связи с радикальностью веры, сознавать, что Пришествия обетованного в день Вознесения все не происходит. Не за долго до своей мученической смерти, апостол Петр укрепляя своих единоверцев, и нас, в том числе, как и они так и не дождавшихся Второго Пришествия, пишет: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотями говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:3-10).
И мы, взирая на долготерпение Божие, не будем сомневаться в том, что исполнение нашей веры откладывается или вообще невозможно. У Бога Свои планы, но какими бы они не были, мы должны провозглашать о них в своем сердце и вовне, как о планах человеколюбивого спасения и милосердия, а не гнева и сурового суда. Ибо сами надеемся на любовь, снисхождение и милосердие, а вовсе не на справедливость и строгость с Его стороны.
С Праздником, дорогие братья и сестры! Мы верим, что если уж Бог нас создал, к нам пришел, ради нас был распят, воскрес и вознесся, то обязательно вновь к нам придет. Ко всем и к каждому. Аминь!