По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

29 апреля 2022

«Православная вера — живая»: интервью митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения газете «Новая жизнь»

Интервью митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения, председателя Екатеринбургского отделения Всемирного русского народного собора газете «Новая жизнь» (г. Верхотурье).

 
Ваше Высокопреосвященство, Пасха, как известно, самый великий православный праздник. Какое у Вас лично восприятие праздника Пасхи? И пастырское, и человеческое…  

— Да, Пасха Христова — это самое великое событие для православного человека. Моё восприятие этого праздника… Поскольку, к вере мне довелось прийти уже в сознательном возрасте, около 19 лет, первая встреча с Пасхой произошла в это время. То есть у меня не было такого опыта, чтобы  переживать праздник по-детски. Вот как ребенок приходит, широко открытыми глазами смотрит на то, что происходит в храме, он воспринимает не умом, а сердцем, в нём рождается нечто, что потом на всю жизнь остается в его сознании. Вот это детское восприятие веры, о котором многие рассказывают. У меня не было такой возможности, не было такого опыта. Поэтому моя первая встреча с Пасхой, ее переживание — это было, в первую очередь, размышление. Размышление, – что такое Пасха, что такое победа Христа над смертью. Какое отношение лично ко мне имеет эта победа, как я могу в неё войти? Такого рода размышления из года в год повторялись, повторяются. И эти отношения с Христом Воскресшим развиваются вместе с тем, как расту и развиваюсь я сам.

Но нельзя не сказать о том, что Пасхальное богослужение, Пасхальная ночь, Светлая седмица – это особое время, когда любой человек всё-таки становится ребенком.  За ночным Богослужением я переживаю, действительно, восторг. Восторг от того, что  имею возможность воспринимать радость о Воскресшем Христе. Ни через ум, ни через рациональное восприятие того, что происходит, а через сердце, которое радуется о  Воскресшем Господе.  Это моё человеческое восприятие. А пастырское, оно ещё  умножено на то, что подобную радость, подобное «детское» восприятие Пасхи я вижу в прихожанах, я вижу в тех людях, которые с детства, или, может, вот также, как и я, во взрослом возрасте, сегодня встречаются  с Пасхой. Но я вижу, что эта радость проникает внутрь, глубже в сознание человека и не оставляет, практически никого равнодушным.

Православная вера жива в народе? Или наоборот?

— Вот интересно, практически ушла из нашей жизни пандемийная печаль, и что я вижу почти в каждом храме, где совершаю богослужения? В городе, в деревне, в будни, в праздничные дни, в воскресенье, я вижу, храмы наполнены не захожанами, не случайными туристами, которые заглянули любопытства ради, а людьми, которые понимают, зачем они сюда пришли. И которые ищут в этот день, в это богослужение в храме нечто очень важное лично для каждого человека. Вот в этом я вижу проявление того, что вера жива. Я вижу то,  насколько люди серьезно и внимательно реагируют на слова  Святейшего Патриарха,  на мои обращения к людям, чего бы это ни касалось — от призыва прийти в храм до призыва о помощи тем, кто находится на западе, где сегодня проливается кровь, и нужна реальная помощь, или участия в Пасхальном крестном ходе. То, как люди реагируют, насколько внимательно, насколько быстро и с радостью, — для меня это свидетельство того, что наше отношение к вере живо. Как в семье — если отношения между родителями и детьми живы, сохранены, то родитель только одним взглядом показывает, в чем он нуждается,  и ребенок спешит ему на помощь. Также и в  Церкви, и в нашем народе. Мы   обращаемся к народу, и народ слышит, реагирует. Случается  проблема, беда и мы тут же спешим на помощь. Это одно из свидетельств того, насколько вера в народе жива.

Происходит ли, на Ваш взгляд, новое воцерковление российского народа?

— Тот процесс, что начался в год Тысячелетия Крещения Руси, продолжается по сей день. Да, меняются формы, меняется количество людей (в 80-90-е священник за день в храме крестил несколько сотен человек). Сохранено главное – стремление к тому, чтобы проникнуть умом и сердцем в суть веры, чтобы укрепить, углубить веру. Чтобы вера была не внешним каким-то таким пафосным  проявлением — стоять со свечкой в храме. Но чтобы понять смысл. Обрести этот смысл и им жить. Я вижу такие проявления, и это не может не свидетельствовать о том, что воцерковление нашего народа продолжается и православная вера в народе жива.

Сейчас очень много говорят о национальной идее. Какой, на ваш взгляд, она должна быть у России?

— Если бы я сейчас ответил абсолютно точно на это вопрос, то, наверное, мне нужно было бы дать если не Нобелевскую премию, то какую-то национальную награду. Я могу сказать, какой идея не должна быть. Эта идея не должна быть такой, какую нам транслировали в течение прошедших 30 лет СМИ —  телевизоры в 90-е, в начале  2000-х годов, затем подхватили социальные сети, заполонив все интернет-пространство словами «толерантность», «комфорт», «права и свободы граждан», умалчивая об обязанности и об ответственности.  Я бы предложил обратиться к тем идеям, которые вывели Россию на высочайший уровень государственного строительства и народного бытия. Эти идеи за 20 с лишним лет правления Государя Николая II позволили увеличить население России  на 50 млн человек. Это означает, что народ был вдохновлён идеей и доверял своему правителю, ведь население  умножается тогда, когда верит в своё будущее. С какими словами  шли тогда воины на сражение? За веру, за царя, за Отечество. Вот эти три компоненты — вера,  государственный правитель и Отечество, на мой взгляд, должны быть неотъемлемой частью национальной идеи.

Что для вас является уральским достоянием?

— Начни я сейчас перечислять те объекты, которые нельзя не перечислить в связи с конкурсом «Достояния Среднего Урала», это займет не одну газетную полосу. Среди таковых — старинные и красивейшие храмы нашего региона: Свято-Никольский собор в Верхотурском мужском монастыре, Свято-Троицкий собор в Верхотурском кремле, Верхотурская жемчужина – Свято-Покровский женский монастырь, отметивший в прошлом году 400-летие. Старинный Преображенский храм на Уктусе, Георгиевская церковь в селе Слобода на скале над рекой Чусовой, церковь Николая Чудотворца в Быньгах, Преображенский собор города Невьянска, храмы Ново-Тихвинского женского монастыря… Восхищение вызывают и новые храмы, такие как, например, Храм-Памятник на Крови. Не возможно не вспомнить про Самоцветный пояс Урала, его природные заповедники, памятники архитектуры, быта, ремесел, уральские музеи…

Если мы начнем говорить о выдающихся промышленных объектах, таких как нижнетагильский Уралвагонзавод, екатеринбургский Уралмаш, современные производства, поставляющие трамваи, ракеты, льющие металл, производящие продукты питания… А если коснемся социальной сферы… Вообщем, если мы выделим  что-то, мы рискуем умалить другое, и в этом будет  некая несправедливость. Так что, если кратко ответить, я считаю, что достоянием Среднего Урала является наш русский народ, многонациональный, и в силу этого сохранивший разные национальные культуры и традиции. Народ, который одержал Великую Победу и спас мир от фашизма, который поднял из руин страну и сделал ее мощной державой. Народ, который перенес невероятно тяжелые 90-е годы прошлого века. Народ, который сумел сохранить себя и оставить своим потомкам то, что мы сегодня именуем достоянием. А уж как наш народ уместить в этот  конкурс, каким дипломом его наградить, не знаю. Но для меня наш народ является главным достоянием.

Верхотурье — самобытный город в исторической судьбе России. Прошло уже четверть века после празднования его 400-летия. На ваш взгляд, какое у него будущее? Сохранится ли за нашим городом статус духовного центра Урала?

—  Ответ на этот вопрос еще полгода назад мог бы прозвучать довольно скептически. Конечно же, нельзя не отметить те изменения, которые невооруженным глазом видны в Верхотурье — совершенно преобразившийся центр города, например. Видно, что совершена колоссальная работа. Вместе с тем до сих пор не начался процесс создания необходимой для приема многочисленных гостей, туристов и паломников инфраструктуры, оставляют желать лучшего дороги. Население Верхотурья не настолько велико, чтобы своими силами поддерживать верхотурские  святыни, которые известны на весь мир.

Но сегодня очень стремительно меняется пространство вокруг нас,  меняется вектор развития, мышления государственных политиков,  руководителей, жителей страны. Много сейчас говорят об очищении, о том, что те, кто осознано или несознательно участвовали в разрушении духовных основ нашей жизни, по сути, в разграблении нашей страны, они сегодня не нашли для себя здесь места. И вот в этом обновлённом сознании, в том «внутрироссийском» мире,  в котором мы сейчас начинаем жить, я вижу очень много перспектив для того, чтобы Россия, Урал и Верхотурье, как духовная столица Урала, всё-таки обрели своё истинное возрождение.

Как это будет происходить, мы не знаем, что будет через месяц, через полгода… Но, я бы очень хотел, чтобы вектор жизни, вектор сознания, целеполагания наших граждан, нашего народа, из взгляда вовне (как хорошо за границей, в другом мире), обратился бы внутрь страны. Чтобы мы обрели такие сокровища, как Верхотурье, и положили усилия на то, чтобы возродить стены, возвратить сердца людей народа нашего и соединить эти сердца с теми духовными святынями, жемчужинами, которыми так богата наша земля и богато Верхотурье. Я верю в возрождение Уральской духовной столицы.

Как вы считаете, что необходимо для превращения Верхотурья в развитый туристический историко-культурный центр? Поддерживаете ли вы необходимость строительства дороги от Алапаевска до Верхотурья, чтобы Императорский маршрут получил своё логическое завершение в Верхотурье?

— Однозначно! Для того, чтобы  Верхотурье стало развитым историко-культурным центром, необходимо, чтобы сюда можно было нетрудно и неопасно добраться. Я слышал о  планах РЖД о железнодорожном движении по кольцу Екатеринбург – Верхотурье – Алапаевск – Екатеринбург, чтобы можно было добираться до Верхотурья и далее до  Алапаевска. Это всё нужно.

Необходимо создать в Верхотурье инфраструктуру, способную принять паломников, гостей, туристов, ну, и конечно, надо привести  в должный вид те святыни, те памятники, которые, слава Богу, в Верхотурье сохранились.

Очень важны люди, которые верят и хотят  двигаться в направлении развития транспортных и инфраструктурных проектов, возрождения святынь. Спасибо нашим друзьям, которые не оставляют трудов по сохранению памятников истории и культуры в духовной столице Урала. Например, Фонд святой Екатерины на протяжении нескольких лет ведет масштабную работу по реконструкции зданий мужского монастыря.

А что  должны сделать жители Верхотурья для того, чтобы вернуть духовной столице Урала ее былое величие? Как бы банально это ни звучало, они должны сами помолиться, сами прийти в храмы. Ожидать, когда приедут в Верхотурье потоки паломников, туристов, чтобы оценить  наши памятники, прикоснуться к нашим  святыням – этого мало. Важно самим участвовать в жизни этих святынь. Самим прилагать усилия, чтобы памятники должным образом выглядели. Начать со своих улиц — окосить дворы, поднять покосившиеся заборы, показать, что для жителей каждый уголок своего города дорог. Если мы таким образом покажем, что наша малая Родина для нас важна,  то великие люди будут иметь основание  обратить в сторону Верхотурья какие-то более серьёзные усилия.  Как в Евангелии, верный в малом и в большом будет верен, а неверный в малом потеряет и то, что имеет. Поэтому от каждого жителя, от каждого человека, который любит Верхотурье, много и много зависит.

Какова будет судьба православного музея при Свято-Николаевском мужском монастыре? Он был очень популярен у паломников, туристов, самих верхотурцев. Есть ли возможность использовать под православный музей вновь восстановленный дом для приема почетных гостей?

— Судьба православного музея будет такой, какой мы с вами ее напишем. Да, сегодня здание, в котором располагался православный музей, находится на реконструкции. Это объект культурного наследия, памятник культуры, охраняется государством. Поэтому любые ремонтные работы (существенный объем уже сделан) – это очень непростая процедура. За один сезон своими усилиями, хозспособом такое здание запустить нельзя.

Временное расположение музея в другом пространстве – наверное, это предмет заботы и каких-то переговоров с администрацией города Верхотурья, управлением культуры и монастырем. Готов поддержать любую возможность разместить экспозицию православного музея в достойном месте. И если этим местом временно или навсегда станет Дом приема почетных гостей, прекрасное историческое здание, то, безусловно, это всячески приветствуется. Это очень хорошая инициатива. И я бы наверно предложил редакции газеты «Новая жизнь», тем людям, кто читает газету, эту инициативу развивать и далее.

Что нужно сделать для того, чтобы в наше время пойти за Христом? Этим вопросом задается немалое число людей. Как бы Вы на него ответили?

— В этом вопросе можно убрать слова «в наше время» — что нужно сделать для того, чтобы пойти за Христом? Чем отличается наше время от того, что было 100, 200, 500, тысячу лет назад? Я убежден, что абсолютно ничем. Люди какие были, такими и остаются. Душа, разум, сознание, пороки, добродетели – все то же самое.

Если искренне искать ответ на этот вопрос, нужно ознакомиться с тем, а как люди в те времена шли за Христом. Этому посвящены прекрасные описания жизни святых, их жития. Сколько людей, сколько призваний, сколько профессий, столько же путей, которыми люди следовали за Христом. Были такие, что человек пришел в храм, услышал, как читается Евангелие о том, что Христос обращается к ученикам: «Кто хочет идти за Мной, пусть возьмет крест и следует за Мной». Человек выходит из храма, берет крест, и отправляется в монастырь и проживает свою жизнь в высочайших примерах святости. Человек вот так последовал за Христом.

А есть пример, как многодетные родители воспитывали своих детей, никуда не уходили из мира. Они в своем доме, у своего очага вместе со своими детьми каждый день следовали за Христом. Начинали день с того, что обращались и молились Христу. Продолжали день, делая добрые дела, посвящая их Христу. А заканчивали тем, что благодарили Христа за каждую минуту прошедшего дня.

Можно перелистать это многообразие и выбрать свой путь, как последовать за Христом. И сделать это не когда-нибудь завтра, послезавтра, а в наше время, сегодня, сейчас. И, наверное, вот это следование, не сомневаюсь, принесет счастье, конкретное счастье тому человеку, который пойдет этим путем.

Хочешь быть счастливым? Выбери свой вариант следования за Ним на примере прежних подвижников и попробуй. И та радость, которая появится в сердце, то несомненное счастье, которое придет в жизнь, будет укреплять каждого и каждую на этом пути. Я желаю вам сегодня следовать за Христом и быть счастливыми.