По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

16 апреля 2022

«Бог каждому готов сказать: выйди вон – к свету, к жизни, к Царству Небесному»: наставление в Лазареву субботу

О чуде воскрешения Христом Лазаря – предтече всеобщего Воскресения рассказал в традиционной рубрике «Великопостные беседы» руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.

– С праздником, дорогие братья и сестры! С днем памяти праведного Лазаря и событиями его чудесного воскресения! Великий пост этого года уже, очевидно, подходит к концу, и перед началом грозной и молитвенной Страстной седмицы мы словно ощущаем будущее дыхание Светлого Христова Воскресения в двух праздниках: воспоминания воскресения Лазаря четвертодневного (Лазаревой субботы) и Входа Господня в Иерусалим (Вербном воскресении).

События с братом Марфы и Марии, Лазарем, с которым близко был дружен Иисус Христос, предваряют торжественный приход Спасителя в Иерусалим. О них нам подробно повествует в своем Евангелии Иоанн Богослов, отмечая важнейшие для нас моменты.

Лазарь был болен, и Спаситель, зная, к чему приведет эта болезнь, тем не менее, медлит, чтобы прийти к нему, дабы обнаружилась в полноте Слава Божия. Он утешает своих апостолов, что болезнь Лазаря не к смерти, и в то же время, получив известие о ней, скорбит и плачет, как это свойственно человечеству, которое Он в Себе присоединил неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно к Своему Божеству. Он провозглашает на пути следования при встрече с Марфой весть о Воскресении и от нее же слышит Евангельское исповедание: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» – и та ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Публичная молитва к Отцу Небесному и слова: «Лазарь! Иди вон!» – лишь предтеча всеобщего воскресения. Да, отдельного человека Спаситель вырывает из лап смерти, но лишь временно, ибо ад еще не разрушен, смерть еще не обломала своего жала и дьявол не посрамлен в своей самонадеянной жадности. И потому даже воскресенному Христом Лазарю через несколько десятков лет вновь предстояло пройти через сень смертную, но уже как новому человеку, приобщившемуся к делу спасения, которые будут совершены Христом на Голгофе буквально через несколько дней. Свидетелем этих событий будет сам Лазарь, который присутствовал при многих последних беседах, включая ту, на которой Мария Магдалина отирала своими волосами ноги Спасителю.

Однако, не для воскресения лишь одного Лазаря или сына вдовы Наинской приходит Господь в этот мир. Он приходит для общего Воскресения, чтобы истребить последнего врага – смерть, которая ныне служит дверью к обретению Христа и Царства Небесного. И нынешние тысячи и тысячи смертей могут быть поняты и осознаны лишь в этом свете – всеобщего Воскресения как не бессмысленные и пустые, а как жертвы, которые вольно или невольно приносит каждый человек Своему Творцу и Богу, чтобы обрести кратно большее.

Сам Лазарь прожил после своего чудесного воскресения еще более 30 лет. Из-за гонений на христиан в Иерусалиме он вынужден был бежать на Кипр, где апостол Варнава рукоположил его в первого епископа города Ларнака. Интересно, что западные христиане приписывают Лазарю первую кафедру города Марсель, где хранится часть его мощей, вывезенная еще крестоносцами из Константинополя, куда, в свою очередь, они были доставлены в IX веке при императоре Льве Великом. Но что интересно, это была лишь малая часть мощей, а полностью мощи Лазаря были обнаружены не так давно при раскопках в Ларнаке в 1972 году и идентифицированы как мощи праведного друга Христа. Само имя Лазарь по-еврейски читается как Елеазар, и переводится как «Бог мне помог», что очень символично.

На Лазареву субботу служится праздничная литургия Иоанна Златоустого, а на трапезе дозволяется икра и морепродукты. Но главное, конечно, это тот святой настрой, дорогие братья и сестры, который должен исполнять наши сердца в этот день, что наш Бог, Бог повелитель жизни, смерти и воскресения, каждому готов сказать: выйди вон из могилы – к свету, к жизни, к Царству Небесному!

Действующие лица