По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

6 апреля 2022

«Пост — это ограждение себя подобно часовому»: иерей Павел Кононенко о вере, посте и молитве

О правильных вопросах, которые нужно задавать Богу,  а также о силе поста и молитвы сказал в своем слове проповеди за архиерейской Божественной литургией в четвертую неделю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, иерей Павел Кононенко, старший священник Иоанно-Предтеченского архиерейского подворья.

— Человеческая жизнь на земле полна различных обстоятельств. Это и обстоятельства радости, обстоятельства счастья, ну и, конечно же, обстоятельства скорби, которые человека подвергают в шок и человек вокруг себя не видит уже ни радости, ни любви, ни счастья. Кто-то обязательно пытается разобраться, ищет, что может помочь разрешить эти обстоятельства, особенно если это какая-то скорбь, какая-то болезнь, какая-то мука. Например такая, которую мы слышим сегодня в Священном Писании, когда отец юноши подходит ко Христу Спасителю и говорит: «Учитель, помоги, сын мой беснуется и впадает в различные потрясения. Я приводил его к Твоим ученикам, они ничего не могут сделать, но я знаю, что Ты можешь».

И зачастую, когда человек пытается разобраться в своих скорбях, бедах, он начинает спрашивать себя: «Ну, за что мне эти скорби, что я такого в жизни плохого сделал, где ошибся?» И это самый распространенный вопрос к Богу, который мы задаем, если, конечно, задаем. Он в корне неправильный. На него никогда не будет ответа: за что?

И вот сегодня Господь помогает нам разобраться. Христос, когда к Нему отец приводит своего сына, не спрашивает, что случилось, как это произошло, потому что для Бога это не важно. Христос спрашивает, сколько времени он в таком состоянии мучается? Вот это очень важно для Бога. И отец отвечает: с юношества, с малолетства.

И второй момент, который очень важен для Бога по отношению к человеку и, конечно, очень важен для человека по отношению к Богу — это вера. Господь спрашивает: «Ты сколько-нибудь веришь?», человек отвечает: «Верю». «Потому что всё возможно, — говорит Христос, — верующему человеку». В каких бы обстоятельствах человек не оказался: в болезнях, в скорбях, в печалях, в бедах, в радостях, в счастье — если он верит, если он верует, если он доверяет Богу, то всё возможно изменить, всё возможно совершить, и это очень важно.

И еще — Христос говорит своим ученикам, когда они спрашивают Его: «Почему, Господи, мы не могли это сделать, Ты же дал нам власть изгонять бесов, исцелять, воскрешать?» Он отвечает: «Этот род изгоняется только молитвой и постом», что для верующего человека несомненно. Не может быть такого, чтобы верующий человек не молился и не постился. Но мы зачастую думаем, что помолиться — это 15 минут утренней молитвы, вечерней молитвы, ну, в течении дня перед едой, после еды, перед работой, после работы, перед учебой, после учебы, ещё в каких-то обстоятельствах — и вот этого достаточно. И в пост мы ограничиваем себя в каких-то скоромных продуктах. И всё! Но церковь, и жизнь человеческая, и опыт говорят как раз о том, что пост — это не просто отказ от еды, от развлечений.

Мы должны задуматься, что означает это слово «пост»? Есть часовой в армии, на войне, который не ест, не пьет, не спит и даже порой не разговаривает, и ни на что не отвлекается, потому что стоит на своем посту, потому что он защищает: защищает себя, защищает тех, кто ему верен.

Для верующего человека, для верующего в Бога, пост — это не просто ограничение себя в каких-то скоромных продуктах, в каких-то развлечениях, это ограждение себя, подобно воину, подобно часовому: мы смотрим внимательно, что в нашей жизни может нас ввергнуть в уныние, может сделать нас больными, инвалидами, несчастными. И вот верующий человек — это воин, охраняющий себя от этого.

Ну, и молитва, это конечно же, непрестанное обращение к Богу. Это когда у тебя есть минуточка, мгновение, возможность обратиться ещё раз и ещё раз к Богу за помощью и сказать: «Господи, я верю, я знаю, что Ты можешь помочь мне всё изменить, потому что Ты сказал: все возможно верующему человеку». И вот когда так мы начинаем молиться, и вот когда мы начинаем поститься, когда так мы начинаем верить, то, действительно, наша жизнь меняется, и уже не важно становится, за что мне, Господи, эти обстоятельства. Мы уже начинаем другой вопрос задавать, на который обязательно найдем ответ, не за что, а для чего: «Для чего, ты меня, Господи, в эти обстоятельства поставил, для чего они меня окружили, к чему я должен прийти?».

И вот, отвечая на эти фундаментальные для верующего человека вопросы, мы действительно с Божьей помощью можем и исцелить и себя, и тех, кто вокруг нас; мы можем изменить свою жизнь и жизнь тех, кто вокруг нас; конечно же, можем и помогать, как апостолы, как святые, помогать и себе, и тем, кто вокруг нас.

Так вот, давайте с вами, братья и сестры, в каких бы обстоятельствах мы не оказались: в болезнях, в скорбях, в радости, в счастье, в горести, в войне, в мире, — мы никогда не будем задавать вопрос Господу: «За что мне это?», но постараемся спросить: «Что мне  в жизни ещё исправить, к чему мне ещё прийти, чтобы унаследовать жизнь вечную?» Аминь.

Действующие лица