По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

31 марта 2022

«Религиозная жизнь человека – это не хобби»: митрополит Евгений возглавил Всероссийскую конференцию, посвященную преподаванию основ православной культуры в школах

Сегодня, 31 марта, в областном Дворце молодежи города Екатеринбурга состоялась Всероссийская конференция «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание». В ходе форума авторы нового учебного пособия по основам православной культуры обсудили с учительским сообществом создаваемую «экосистему» духовно-нравственного образования и воспитания, в которую входит новое учебное пособие по ОПК и образовательная интернет-площадка «Сообщество учителей «Клевер Лаборатория».

Форум был организован региональным министерством образования и молодежной политики. Только в первой части конференции в ее работе приняли участие порядка 2 500 человек – как разработчики нового учебника ОПК для 4-х классов, так и руководители и педагоги общеобразовательных школ, представители муниципальных управлений образования, профильных региональных министерств и ведомств, священнослужители.

Модератором конференции выступил председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной  Церкви Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.

Открывая встречу, глава Екатеринбургской митрополии отметил, что сегодня в рамках образовательного и воспитательного процесса важно дать детям не только профессиональные навыки, но и точки опоры в жизни и помочь им раскрыться как личностям.

– Сегодня образование оказывается самым масштабным и может быть, единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых национальных ценностей и целей развития российского общества. Среди прочих базовых национальных ценностей ценность традиционных российских религий незаслуженно исключается из общественных процессов, в том числе из образования, – отметил архипастырь.

Владыка подчеркнул, что традиционные российские религии дают представление о вере, духовности, религиозной жизни человека; ориентируют человека в понятиях добра и зла.

– Религиозная жизнь человека – это не хобби. Религиозные взгляды, традиции ориентируют человека в понятиях добра и зла, полезного и вредного, возможного и невозможного. Религиозные учения определяют поле нравственности, показывают примеры, любви к Отечеству, своему народу, родителям. Учат бережному отношению к природе, ко всему живому на земле. Религия одухотворяет человека, духовного человека отличает честность, доброта, милосердие, сострадательность, терпимость, трудолюбие и другие качества. Жизнь духовного человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и семьи, общества и государства, – сказал архипастырь.

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации подчеркнул, что педагоги своим служением в школе призваны мотивировать детей к «непрестанному созиданию и развитию ума и сердца, а также к умению пользоваться во благо духовными, научными и культурными достижениями предыдущих поколений».

Митрополит Евгений представил новый, отвечающий современным требованиям учебник по основам православной культуры, подготовленный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.  Учебное пособие было создано под руководством президента Российской академии образования Ольги Юрьевны Васильевой и митрополита Евгения при участии лучших специалистов Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Российской академии образования и издательства «Просвящение». Сегодня, когда в пилотных регионах ведется апробация учебника, авторскому коллективу очень важно получить обратную связь от учительского сообщества. С этой целью и проводятся подобные конференции.

Представляя идею нового учебного пособия, Владыка Евгений поведал о намерении создать «эко-систему», чтобы любой учитель «имел возможность осознать, перевести на язык своего собственного восприятия, на язык выстроенного урока», задать вопросы и получить ответы, обсудить с коллегами, которые работают по этому же учебнику рядом с ним, в соседних школах или в других регионах.

Для этого была написана книга для учителя, а также создана образовательная интернет-площадка по основам православной культуры «Сообщество учителей «Клевер Лаборатория»», в работе которой  сегодня участвуют около полутора тысяч педагогов.

– Данная площадка, на сегодняшний день, предлагает два 72- часовых курса – по основам православной культуры и по основам светской этики. Также на этом ресурсе мы подготовили методический кабинет и методическую копилку для педагогов. Здесь проводятся еженедельные семинары по темам, актуальным для преподавателя, – отметил Владыка Евгений.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась по видеосвязи президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева.

Разработчиков проекта и педагогическое сообщество приветствовал заместитель регионального министра образования и молодежной политики Евгений Михайлович Бирюк и вице-президент по издательской деятельности ГК «Просвещение» Виктория Викторовна Копылова.

Кроме того, в рамках форума с докладами по теме конференции выступили: Марина Анатольевна Соловьёва, член авторского коллектива учебно-методического комплекса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», она рассказала о методическом взгляде на учителя основ православной культуры. Тему «Решение проблемных вопросов преподавания модуля ОПК» озвучила Дарья Дмитриевна Кочкина, специалист Синодального отдела религиозного образования и катехизации, один из соавторов нового учебного пособия.

Во второй части работы конференции практикум «Практика реализации ценностно-ориентированного подхода на уроках ОРКСЭ при работе с учебником нового поколения» провела Елена Викторовна Дымина, учитель истории и обществознания школа № 1514 города Москвы.  О межпредметных связях курса ОРКСЭ с предметами гуманитарного цикла начального общего образования рассказала Наталья Владимировна Чермакова, учитель начальных классов школы №164 Екатеринбурга. Формирование универсальных учебных действий и читательской грамотности на уроках ОРКСЭ стало предметом доклада Галины Георгиевны Кашиной, учителя начальных классов МАОУ «Артинский лицей».

СМОТРЕТЬ ФОТОАЛЬБОМ