По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

8 марта 2022

«Услышать тонкий голос плачущего сердца о своих грехах»: митрополит Евгений о каноне Андрея Критского

О каноне преподобного Андрея Критского, о том, как он лично переживал трагедию Адама, о его плаче и покаянии и о том, как это все соотносится с нами, рассказал в своем архипастырском слове за Великим повечерием в первый день Великого поста митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.

— Преподобный Андрей Критский — писал слова канона не для того, чтобы они исполнялись в концертных залах большими симфоническими оркестрами, не для того, чтобы они были напечатаны в книгах, и не для того, чтобы потом их читали на первой и на пятой неделе Великого поста. Это была его личная трагедия, которую он переживал в своем уме, сердце и полагал на бумагу эту боль своего сердца.

Мы только вчера вспоминали то, как был Адам изгнан из рая. Вчера говорили о том главном после того, как он лишился возможности быть с Богом в раю. Преподобный Андрей был вместе с Адамом. Он не вспоминал, когда читал страницы Библии, как какую-то историю, как это было сколько-то тысяч лет назад, а он был вместе с Адамом, потому что пережил ту же трагедию. Мы сегодня слышали эти слова, что одежду первозданную, которую исткал Адам, он затем потерял, обнажился этой Божественной одежды — одежды благодати, в которую его Бог облек, когда сотворил. И он ощутил себя нагим, холодным, голодным, пустым. Он понимал, переживал трагедию Адама, и он плакал. И этот плач он излил на ту бумагу, слова с которой сегодня мы читаем.

В начале Великого поста Церковь нам дает возможность услышать тонкий голос плача преподобного Андрея, чтобы он остался в нашем сердце. Это очень важно — в начале услышать этот тонкий голос, этот смысл, посыл, который нам дает плачущее сердце преподобного Андрея о своих грехах. Он не рассуждает о героях Ветхого и Нового Завета, а он читает Библию и смотрит в нее, как в зеркало, он видит в Библии отражение своей поврежденной души, и дает нам возможность в начале поста заглянуть, поискать себя в этих событиях, о которых мы читаем.

Владыка Евгений сравнил канон преподобного Андрея с камертоном, на который настраивается хор перед богослужением. Так и в Великий пост, наше духовное делание должно быть как правильное, стройное песнопение, которое предваряется таким слушанием камертона, духовного камертона, который нам сегодня предлагают слова канона преподобного Андрея Критского — плач святого человека, сказал архипастырь.

— Когда читаем Библию в эти дни, каждый христианин призывается к тому, чтобы открыть страницы Ветхого Завета и читать для того, чтобы увидеть себя, свою душу, свою трагедию на этих страницах. Но не просто увидеть трагедию, отчаяться, плакать, а увидеть надежду. Преподобный Андрей эту надежду очень ярко выражает. Он обращается к Богу Вседержителю, к Святой Троице, к Иисусу, к Пречистой Матери. А Церковь еще продолжает обращение к самому преподобному отцу нашему Андрею. Надежда есть. Бог пришел на землю для того, чтобы эту окровавленную ризу, которую надел человек, чтобы ее сменить, обновить.

Преподобный Андрей плачет о том, что каждый грех, который описывается в Библии, каждый грех, о котором читаем у святых отцов, он видит в себе и плачет. Но плачет с надеждой, потому что Христос Бог пришел на землю и ту ризу, Божественную, нетварную, которую соткал изначально Христос, Он принес ее Своим пришествием людям на землю, нам. Преподобный Андрей этому радуется и просит Бога, чтобы Христос облек его в ризу новую. И мы вместе с ним молимся, обращаемся.

Что это за риза? Во время Таинства святого крещения священник читает молитву «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш». Когда мы крестились, то перед нами эта риза открылась. А потом каждый своими делами, своими поступками, своими желаниями, своим стремлением эту ризу раздирал, осквернял. Но покаяние обновляет ее. И вот это то, что мы должны пережить за время Великого поста. Это та тихая нота, которая сегодня задается, это звучание можно услышать и поддержать немногословием, сдержанностью в своих словах, в чувствах; удержаться о того, чтобы зайти в соцсети, включить новостные передачи.

Мы должны быть сегодня перед Богом и молить Бога. Мы все являемся потомками Адама, мы все являемся Адамом. Если мы проведем день, вечер, неделю свято, в покаянии — это стремление может восстановить разум, восстановить мир в сердцах и судьбах других семей, других людей, целых народов. Это наша миссия, это очень важное дело, которое мы должны сегодня совершать. 

Хочется пожелать всем вам правильно начать. У святых отцов есть такая мысль, что самое главное — это правильно начать и правильно завершить, закончить. Хочется попросить у Бога правильно начать, и сегодня помолившись, и завтра, и во все первые четыре дня положить доброе начало нашему покаянию, тогда мы можем услышать Господа, тогда может выстроиться удивительная гармония и зазвучит не только в храме, но и в нашем уме, в нашем сердце.

Напомним, Великое повечерие со чтением канона преподобного Андрея Критского владыка Евгений совершает с понедельника 7 марта по четверг 10 марта в храмах Екатеринбурга. Его Высокопреосвященство продолжит чтение канона сегодня и в следующие дни этой седмицы – 8, 9 и 10 марта: в храме Преображения Господня на Уктусе, в храме Рождества Христова на Уралмаше  и в Храме на Крови соответственно. Традиционно для того, чтобы жители города успели после работы помолиться за этим важным богослужением, его начало назначено на 18:00 во все дни.