О необходимости просить прощения и прощать и о том, что лежит в основе покаяния, рассказал руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе иерей Даниил Рябинин.
– С чего начинается Великий пост для меня? Ответ очень прост – с необходимости попросить прощения у ближнего, с необходимости простить близкого. Крайне важная вещь, положенная в основе христианского исповедания – любовь к Богу, которая выражается через любовь к ближнему. Прощение от Бога мы получаем тогда, когда сами включены в процесс примирения, оставления греха – того фактора нашей жизни, который нарушает наше единство как с Богом, так и внутри человеческого общения.
Великий пост – это время покаяния. Но что лежит в основе покаяния? Только лишь наше исповедания греха пред Богом? Нет, это лишь первый шаг. Покаяние есть изменение сознания, перемена мысли с греховной на жизнь с Богом, а значит, на жизнь в святости. Отвращение всякой скверны, зла, и устремление к исполнению Божией заповеди, заповеди о любви. Подлинная любовь, которая открывается нам в Священном Писании, прежде всего раскрывается в самопожертвовании, в необходимости служить ближнему и т.д. Об этом прекрасно говорит святой апостол Павел, в своем знаменитом «гимне любви» (1 Кор.13).
Очевидно, что прощение лежит в основе любви в самом широком смысле этого слова. Гордость, эгоизм как и прочие страсти и грехи не позволяют человеку вырваться из оков самомнения, а значит не дают возможности научиться прощать, просить прощения, а значит, в самом прискорбном смысле, не дают человеку возможности и быть прощеным Богом.
Именно эти, подчас сложные, слова прощения вскрывают в нас глубину горделивой заразы, проникшей во всю суть нашего существа. Не случайно именно в день Прощеного воскресения Церковь вспоминает Адамово изгнание. Согрешив, первый человек не нашел в себе силы признать своей ошибки! Он обвинил Бога во всех обстоятельствах жизни, которые повергли его к преслушанию заповеди Божией. И ведь грех первого человека в своем содержании фактически не отличается от того, что каждый совершает в своей жизни. Ну когда же мы наконец пойдем и примиримся с Богом!? Когда мы, как блудный сын, как мытарь Закхей, как многие другие, о которых говорит Церковь в подготовительные седмицы, возвратимся к Творцу? Сколько еще мы будем бродить в «стране далече» в поисках смыслов, оправданий, истязая себя тоской, болью, чувством осталенности?
Любящий Господь ожидает нас. Впереди именно тот путь, которым когда-то прошел блудный сын и был принят в объятия отца. И сегодня наш путь уже начался, и первые шаги этого спасительного шествия начинаются с прощения.
Сегодня, взирая друг на друга мы испрашиваем прощения, мы прощаем сами, ибо так повелел Господь. Пусть это великое действо станет для нас залогом и нашего прощения пред лицом Божиим!