О силе покаяния и прощения в своем наставлении во вторую подготовительную неделю перед Великим постом рассказал иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
«Брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»
— С праздником, дорогие братья и сестры! С очередной подготовительной седмицей к Великому посту, которая имеет наименование «Неделя о блудном сыне». Это подготовительное время задано нам евангельским текстом, который повествует о том, что покаяние, соединенное с исправлением, восстанавливает утраченную веру, исправляет совершенные преступления и примиряет нас с Богом и людьми.
Казалось бы: какая хитрая вещь – прощать людям их согрешения. Ведь если бы возможность покаяния была бы отменена, мы не увидели бы ни одного последователя такой религиозной традиции. Кто бы пошел в такую Церковь, которая давая заповеди, предупреждала, что нарушать их нельзя ни при каких обстоятельствах, а если они будут нарушены – то неминуемое наказание ждет человека и в этом веке, и в будущем. Мы ведь все психически здоровые люди и прекрасно знаем собственную слабую человеческую природу, сознаем, что заповеди – не удобоносимы, они действительно сложны к выполнению. Есть религиозные традиции, которые утверждают, что сделанное – никогда не исправить, и все поступки, и расплата за них находятся в прямой причинно-следственной связи. Независимо от строгости нравственных установок в таких традициях, блаженного рая на Земле так и не наступает. Просто люди, падшие в тех или иных согрешениях, дополнительно теряют надежду и предаются отчаянию либо духовному охлаждению, ведь своими грехами они уже подписали себе смертный приговор.
И это правда – подписали себе. Но Бог такие приговоры не выносит. Христианская традиция с ее практикой покаяния лучше всего напоминает семейные отношения настоящей любви. А любовь – это ценность, которая может быть выше закона, правил и вердиктов. Разве не любят и не прощают родители своих детей, которые регулярно их огорчают, не слушаются и обижают? Прощают и до семидесяти семижды раз, потому что это их любимые кровиночки – какие бы они не были. И раз человек так может себя вести в отношении друг друга, неужели Господь не может Своей любовью прощать и разрешать нас от наших согрешений, наделяя Своей силой и давая новый шанс на борьбу за человеческое достоинство? Конечно, может! Он так и делает, и утешает каждого грешника, лишь убеждая: «Иди, и больше не греши». А разве не так делают и апостолы? Апостол Петр трижды во всеуслышание отрекается от Христа Спасителя, становится изменником Ему и предателем. А братья апостолы не изгоняют его из своего сообщества, продолжая проводить с ним время, отправляясь за рыбой и разделяя с ним кров и трапезу. Не от того ли, что сила покаяния, а где покаяние, там и прощение – им доподлинно известна. Апостол Петр тут же оплакал свою слабость и предательство, но не отчаялся, как Иуда, который пошел и покончил с собою сознавая, что «предал Кровь невинную». Петр – вернулся к собратьям, как бы ни жег и ни мучил его стыд, и за это возвращение услышал вопрос и благословение: «Любишь ли Меня больше всех? Паси овец Моих»! И далее словом, делом и смертью апостол Петр удостоверил всю Вселенную в действенности того покаяния и милости Божией, которую он получил.
И когда возвращаемся к тексту «О блудном сыне», мы, дорогие братья и сестры, с любовью и добросердечием должны принимать кающихся в грехах и с надеждой и радостью на наше всеобщее прощение и всеобщее воскресение, взирать на Таинство покаяния – как возможность сделать наше бывшее никогда не бывшим. Ведь и мы для Отца Небесного регулярно погибаем – и в покаянии оживаем, теряемся и в покаянном труде возвращаемся. И да будет так к славе Отца, Сына и Святого Духа, аминь!