О встрече Бога с человеком и целым народом, об удивительном исполнении закона, когда Богу за Бога приносится жертва, и о духовном смысле праздника Сретения Господня рассказал иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
– С праздником, дорогие братья и сестры! Со Святым Сретением, воспоминанием сорокового дня земной жизни Спасителя, когда по закону младенца приносили в храм для благословения и жертвовали в этот день за него Богу определенное приношение.
Как же это удивительно! В Евангелии говорится, что Христос и есть – Бог, и храм – этот дом молитвы, дом Его Отца – Его дом. Но именно Младенца Иисуса приносят за благословением, и за Бога Богу же приносится жертва. Знали ли родители Спасителя, что Он – не простой ребенок? Конечно, знали! Знал ли Симеон Богоприимец или Анна Пророчица, что это не просто Сын плотника? Безусловно! И тем не менее, жертва по обычаю приносится, положенное служение совершается, окружающие люди – довольны исполнением предписанного закона.
Чуть позже Христос Спаситель скажет, что Он не нарушить Закон пришел, а исполнить его. Ведь Он Сам его и дал. Потому и считается праздник Сретения иносказательной встречей двух Заветов.
Повествование евангелиста Луки особо не вдается в историю Симеона и Анны, так как читатели этого Евангелия хорошо были знакомы как с действующими лицами, так и с событием. А это еще раз свидетельствует и об историчности изложенного, и о напряженнейшем духовном ожидании Мессии, с Которым связывалось и избавление народа, и избавление каждой души. Слава людей Израиля и Свет Откровения для язычников. Настоящие верующие ветхозаветные праведники даже скорбные испытания собственного народа воспринимали как промыслительные. Язычники оккупировали территорию, покорили народ, но и сами в результате оказались покорены Христом. Так Господь к спасению, через беды и горести устраивает Свой путь любви и реализации спасительной жизни людей.
Христос входит в человеческую утробу Марии и присоединяет человека к Своему Божеству. Он дает на Кресте смерти завладеть Им и схождением во ад разрушает его, поражает смерть и воскресает. Римское государство владеет Иерусалимом и само овладевается христианством. Славянские язычники совершают походы на Новый Рим – Константинополь, а затем принимают крещение и на своих землях строят Церковь Христову.
Не знает человек, где и как встретит Его Господь, зато Бог знает, что любая встреча с человеком или целым народом соответствует Его плану, чтобы все спаслись и вошли в жизнь вечную. И когда сегодня наша совесть и наша Церковь зовут нас на богослужебную встречу, возможно, Господь что-то приготовил любящим Его. Остается просто прийти, встретиться и взять!