Как оставить у порога Великого поста наши обиды и ненависть и войти в чертоги царского пира — в седмицу, посвященную притче о мытаре и фарисее, своим наставлением в традиционной рубрике «Великопостные беседы» делится иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
— Дорогие братья и сестры! Вот и подошло время нашей с вами подготовки в наступившем новом году к святому и благодатному периоду нашей жизни, который называется Великий пост. Это, как и всегда, будет временем великих испытаний, личных искушений и личных подвигов каждого из нас, но это время завершится Светлым Христовым Воскресением – такой радостью, которая потребит все наши печали и невзгоды и вдохновит на дальнейшую жизнь. Они так же, как и дни наших лет, постепенно пройдут, но и их венец – упование нашей веры, в которой мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века».
Время Великого поста – это время нашего покаянного и подвижнического труда ради Бога, потому что мы любим Его. Но мы не только Бога любим, мы также должны любить и ближнего. Ведь любимый ученик Христов так и предупреждает: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего». 1Ин 4,20-21. Святая Церковь постепенно предлагает нам готовиться к Великому посту на протяжении четырех воскресных дней и трех седмиц, чтобы мы оставили у порога поста наши обиды, зависть, гнев, ревность, ненависть и нелюбовь к своим ближним, и вошли в чертоги царского пира в светлых одеждах любви и милосердия.
Примером такой любви к ближнему, в первую очередь, является любовь Бога к человеку. Ведь Его образец, Его заповеди являются центром нашей жизни. Бог никогда не подведет, не предаст и не оставит, не ошибется и не будет лицеприятен. Об этом и повествует праздник. Два человека: мытарь и фарисей – оба молятся, оба приносят определенный дар своей души Господу. Но один, хоть и праведен, и благочестив, дерзает радоваться не тому только, что Господь сохранил его в этой чистоте, а еще и тому, что он – не такой, как прочие люди. А второй – не имея решимости в своей повседневной жизни быть порядочным и честным, в приступе покаяния просто молит о прощении, потому что вдруг его возжелал. Предпочел ли кого-то Господь? Нет. Они оба – Его дети. Но, как говорит Священное Писание, мытарь отошел более оправданным, чем фарисей. А почему? Да потому, что именно этой правды благочестивой и праведной жизни мытарю и не хватало. И вот он получил просимое и пошел в свой дом оправданным. Как сложилась его судьба – мы не знаем. Но мы знаем, как может сложиться наша судьба, если в покаянной молитве мы получим у Бога оправдание и сохраним его, не растеряв.
А что же фарисей? Его праведность уже была у него, как прежний Божий дар, и он принес хвалу за нее. Но полагая, что милость Божия возвышает его, сам опустился до унижения «прочих людей». И он, конечно, любим Богом, но по мысли этой притчи Христа Спасителя, был обрадован милостью Божией меньше, чем униженный им мытарь, ибо всякий возвышающий себя – унизится. Фарисей, который любит Бога, обнаружил недостаточную любовь к своему ближнему, который оказался на тот момент ближе всех ему – молитвеннику мытарю. И вспоминая уже сказанные слова Иоанна Богослова, можно удивиться: как же любить Бога, если не любить своего ближнего? Никак! Но Бог нас любит в любом состоянии. И возможно, эта любовь авансом станет спасительным якорем, который удержит любого возвышающего себя от дальнейшего падения.
Вот и мы, как бы ни вели себя окружающие нас люди, не станем забывать, что коль Господь их терпит, и, как говорит Священное Писание, на них продолжает посылать Свой дождь, то что уж нам судить? Как фарисеи, дорогие братья и сестры – будем упражняться в строгом благочестии. Ведь на нас смотрит весь мир, ожидая и нашего избавления от греха, проклятия и смерти. И как мытарь – будем взывать в молитве: «Боже! Очисти нас грешных»! И будет нам оправдание, и благословение, и радость!
Смотрите также:
Начало подготовки к Великому посту: наставление в Неделю о мытаре и фарисее