По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

27 января 2022

27 января -день памяти преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина), прославленного в Соборе Екатеринбургских святых

27 января Русская Православная Церковь совершает память преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина). Год назад, 27 января 2021 года, в память 60-летия со дня преставления было установлено почитание его святых мощей.

Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин) служил на многих приходах Екатеринбургской епархии и был насельником Свято-Николаевской Верхотурской обители. При этом он был единственным насельником из братии Николаевского монастыря, который после ссылок и лагерей вернулся в Верхотурье и проживал в этом маленьком старинном городке со славной историей до самой кончины. 

В миру Иван Афанасьевич Кевролетин, он родился 23 мая 1875 года в Тюменской области, и с юности желал уйти в монастырь. В возрасте 19 лет он поступил в Кыртомскую Крестовоздвиженскую пустынь, что находилась в 120 км от Верхотурья, а в 1902 году он перешел в сам Верхотурский монастырь.

20 декабря 1907 года послушник Иоанн был пострижен настоятелем обители иеромонахом Ксенофонтом (Медведевым) в монашество с именем Игнатий. 10 мая 1909 года отец Игнатий был рукоположен в иеродиакона, а 11 сентября 1913 года посвящен в сан иеромонаха.

После Октябрьской революции иеромонах Игнатий был определен совершать священническое служение в приходских церквях. В 1919–1924 годах он последовательно служил в селе Сербишино Верхотурского уезда, в Каслинском Казанско-Богородицком женском монастыре, в Успенском храме при Верх-Исетском заводе Екатеринбурга, в селе Большой Исток, а с апреля 1924 по июль 1925 года — в разоренной, но еще не окончательно уничтоженной большевиками Свято-Николаевской обители.

Сам отец Игнатий всегда хранил живую веру в то, что и в самых скорбных обстоятельствах Господь его не оставит. Этому учил и окружающих: где бы он ни был, он везде старался поддерживать немощных, укреплять сомневающихся, учил ближних терпеливо нести свой крест. Его добродушие, веселый характер, умение пошутить и принять шутку скрывали глубокую духовную жизнь, боль за происходящее и готовность взять на себя чужие тревоги.

В 1925 году отец Игнатий был в первый раз арестован. После освобождения из тюрьмы отец Игнатий продолжил священническое служение. В течение нескольких лет его постоянно переводили из одного храма в другой: служил он в селе Дымковском Благовещенского района и на Николае-Павдинском заводе Кытлымского района, в церкви Карабашского рудника Кыштымского района и в городе Далматове Шадринского округа, в селе Кисловском Покровского района и на Туринском руднике Надеждинского завода, а также в селе Федьковка Невьянского района.

28 марта 1932 года батюшка был вновь арестован — по делу о контрреволюционной монашеской организации Верхотурского района, названному чекистами «Историческая гниль». Отец Игнатий вместе с другими священнослужителями и монашествующими был приговорен к ссылке в Нарымский край сроком на три года.

После ссылки отцу Игнатию было запрещено проживание в больших городах. В 1935–1936 годах он являлся настоятелем Христорождественской церкви села Сосновского Покровского района. Несмотря на тяжелую болезнь, он был всегда удивительно бодр духовно. Часто посещал монахинь в близлежащих селах Маминском и Троицком, а в Кисловском имел даже свою келью. 

В начале 1937 года в Покровском районе начались аресты духовенства и монашествующих, но отец Игнатий с некоторыми сестрами в то время сумел скрыться и таким образом избежал ареста.

В середине 1940-х годов отец Игнатий, единственный из верхотурской братии, вернулся к стенам родной обители. Отец Игнатий взял на себя подвиг юродства Христа ради, чтобы беспрепятственно совершать старческое руководство — такое «прикрытие» давало ему возможность продолжать духовное окормление ближних. Совершать же богослужения в храме по причине подорванного в ссылке здоровья он не мог уже с 1937 года, а в 1948 году епископом Свердловским Товией он официально был уволен по болезни за штат.

Пока был в силах, старец сам ездил к своим духовным чадам, которых становилось все больше. Потом ездить сам уже не мог, но принимал всех безотказно. Несмотря на собственную тяжелую болезнь (на ногах у него были незаживающие раны, которые каждый день надо было промывать), он всегда умел найти для других подбадривающее слово, дать мудрый, прозорливый совет.

Незадолго перед кончиной старец принял постриг в великую схиму с именем Иоанн. Скончался он в Верхотурье 27 января 1961 года и был погребен на приходском кладбище близ храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. 

Когда наступило время возрождения и вновь зазвучали над Верхотурьем колокольные звоны, первый настоятель возобновленной Свято-Николаевской обители игумен Тихон (Затёкин) позаботился не только о восстановлении разрушенных стен, но и о том, чтобы не канула в лету память о братьях во Христе, живших в годы советской власти. Услышав от верхотурских жителей о замечательном старце отце Игнатии, отец Тихон решил перенести его прах в родную обитель. Вот что он рассказывает:

«Летом 1993 года я обратился к местным властям с просьбой разрешить перенести прах отца Игнатия с городского кладбища в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь и похоронить его возле Преображенской церкви. Власти дали согласие, и затем архиепископ Мелхиседек (Лебедев) благословил перезахоронение в монастыре. В июле месяце я с двумя рабочими пошел на кладбище и в течение двух часов мы раскопали могилу, освободили от земли гроб. С гроба была снята крышка. Мы увидели тело отца Игнатия, обвитое мантией и остатками схимы. Подсунули под гроб лист железа и подняли его наверх. Тело было хорошо сохранено, и от него не исходило ни малейшего запаха тления. Плоть спала только с ног, так как в том месте, где они находились, была вода. Плохо сохранился лик, потому что рядом с могилой росло дерево и корнями своими достало до лица — все оно было опутано как бы паутинкой корней. Мы сделали фотоснимки. Останки переложили в новый гроб и выставили его на три дня в Преображенской церкви Свято-Николаевского монастыря. Пока мощи стояли в храме, от них исходило тонкое благоухание. Через три дня, после совершения панихиды по отцу Иоанну, он был захоронен против алтаря Преображенского храма. Вещи из могилы, как-то: параманный крест, ручной деревянный крест, пояс — переданы в монастырский музей».

Таким образом летом 1993 года были обретены его мощи и перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь. У Преображенского храма находится некрополь, где похоронены настоятели монастыря. Среди этих могил находится и могилка святого исповедника преподобного Иоанна с неугасимой лампадкой.

До ныне еще живы те люди, которые помнят его, встречались и общались с ним. На сегодняшний день их осталось только двое, отмечают в Свято-Николавской верхотурской обители.

В 2000 году иеросхимонах Иоанн (в монашеском постриге иеромонах Игнатий (Кевролетин) был прославлен в лике святых как преподобный исповедник Иоанн (день памяти –14 /27 января). Преподобноисповедник Иоанн Верхотурский (Кевролетин) был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Русской Церкви, и спустя десятилетие — в Соборе Екатеринбургских святых.

Его святые мощи были обретены 31 августа 2020 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Накануне обретения мощей, 31 августа 2020 года Его Высокопреосвященство владыка Кирилл, ныне митрополит Казанский и Татарстанский, трудами которого совершалось обретение святыни, освидетельствовал обретённые мощи. По благословению Священного Синода они установлены для почитания в Крестовоздвиженском соборе Свято-Николаевского монастыря. По установлении раки в храме, мощи стали источать чудное благоухание, что свидетельствует об особой благодати.

В 2020 году, в день памяти 60-летия преставления в соборе была открыта выставка экспонатов Православного музея, посвященная преподобноисповеднику Иоанну. На выставке представлены личные вещи святого, богослужебные книги из его личной библиотеки, схимническое одеяние, сохранившиеся фотографии, стихотворение «Сиротка», написанное отцом Игнатием.

Множество верующих, паломников, гостей Верхотурья приходят в Крестовоздвиженский собор, чтобы поклониться святому нашего времени — Иоанну Исповеднику, испросить его молитв и приложиться к святым мощам.

В Свято-Николаевском монастыре стали изготавливать иконы святого преподобноисповедника Иоанна на деревянной доске со святыней — частицей нетленного гроба, в котором почивали его святые мощи.